Внутренняя речь в художественном произведении: языковые особенности и текстовые функции (на материале романа Ксении Букши «Адвент»)
Татьяна Игоревна Попова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
9 линия
2023-03-16
16:15 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Внутренняя речь; художественный текст; языковые
особенности; текстовые функции
Inner speech; artistic text; language features; text functions
В докладе рассматриваются языковые особенности и текстовые функции внутренней речи в романе Ксении Букши «Адвент». Внутренняя речь в художественном произведении — это особая форма языкового общения индивидуума и специфический художественный прием, используемый автором литературного произведения. Исследуются три группы функций изображения внутренней речи в художественном произведении: психологические, сюжетно-композиционные и речехарактеризующие функции.
The report examines the linguistic features and textual functions of inner speech in the novel "Advent" by Xenia Buksha. Inner speech in a work of art is a special form of linguistic communication of an individual and a specific artistic device used by the author of a literary work. The report presents three groups of functions for depicting inner speech in a novel.
Inner speech; artistic text; language features; text functions
В докладе рассматриваются языковые особенности и текстовые функции внутренней речи в романе Ксении Букши «Адвент». Внутренняя речь в художественном произведении — это особая форма языкового общения индивидуума и специфический художественный прием, используемый автором литературного произведения. Исследуются три группы функций изображения внутренней речи в художественном произведении: психологические, сюжетно-композиционные и речехарактеризующие функции.
The report examines the linguistic features and textual functions of inner speech in the novel "Advent" by Xenia Buksha. Inner speech in a work of art is a special form of linguistic communication of an individual and a specific artistic device used by the author of a literary work. The report presents three groups of functions for depicting inner speech in a novel.
Тезисы
В
каждом из романов Ксении Букши есть голоса героев. В романе «Завод «Свобода»
они оформлены в стиле вербатим, когда «диалоги и отдельные реплики не оформлены
привычным образом, а даны просто подряд» [Минаева 2022: 36]. В романе «Адвент» [Букша
2021] — это внутренняя речь героев,
включенная в каждую из глав и выделенная графически неоформленной пунктуационно
«лесенкой».
Внутренняя
речь рассматривается исследователями как особая форма языкового общения
индивидуума, с одной стороны, и как специфический художественный прием,
используемый автором литературного произведения [Сергеева 2009: 4 ].
Традиционно выделяются три группы функций изображения внутренней речи в
художественном произведении: психологические, сюжетно-композиционные и речехарактеризующие функции [Там
же: 7 ].
В
романе 15 глав, в 14 из которых есть изображенная внутренняя речь героев.
Композиционно эти 15 глав рассказывают о двух главных героях — Ане и Косте
(семейной паре, у которых есть дочь Стеша), которые чередуются в каждой из
глав, в одной главе (двенадцатой) рассказ Ани обращен мужу, и 15 глава не
содержит внутренней речи.
Каждая
из глав рассказывает о событиях внешнего мира (подготовка к Рождеству, детский
сад, покупка елки и ее украшение), тогда как внутренняя речь обращена к прошлому,
ассоциативно связанному с настоящим. Эти фрагменты внутренней речи также
связаны с сюжетной линией причинно-следственными связями, объясняя поведение
героев в настоящем.
Каждый
фрагмент внутренней речи посвящен друзьям, случайным знакомым, однокурсникам из
прошлого, их жизненным историям (зачастую заканчивающимся самоубийством,
депрессией, сумасшествием). Обращение к этим историям сюжетно связано с
«собиранием смеха из прошлого» как попыткой выйти из собственной депрессии.
Фрагменты
внутренней речи вводятся эксплицитными маркерами, глаголами речемыслительной
деятельности: «Но если оставить Баха и посмотреть на других любителей
порядка, более близких Ане, то — тут вспоминается Анина университетская подруга
Ира» (глава 2). От авторского повествования фрагменты внутренней речи
отделяются графически — тремя звездочками. Фрагменты внутренней речи достаточно
объемные — от 7 до 11 страниц.
Рассмотрим один фрагмент внутренней речи из главы 1, представляющий собой, по
терминологии Ю. М. Сергеевой, диктему-описание (она выделяет также
диктему-повествование и диктему-рассуждение). Пример 1.
* * *
Сам учитель никогда не смеялся
он инициировал смех
а это требует серьёзного вида
он теребил свой длинный нос
складывал губы в трубочку
и потом что-нибудь такое изрекал
например, про лужный гуманизм
или ещё что-нибудь такое же
сыркостическое
его фамилия была Сырков
Эс-эс-сыр — Сан Саныч Сырков
ещё про него говорили «сыронией»
одним словом, он был прямо-таки воплощением
не просто остроумия, но такого, до которого ещё
дорасти надо
такого остроумия, которое льстит слушателям
а наоборот — поднимает их
до себя
бывают учителя, которые
шутят, чтобы
казаться своим парнем
чтобы развлечь класс
не то Сырков
он совершенно не нуждался
в том, чтобы
подлизываться к ученикам
усмирить учеников было
очень просто —
достаточно было
заставить их решать
задачки
сырония и сырказм были
только приправами
сыпанул — и пламя смеха
слегка поднимается
а потом снова к делу
просто допинг, ничего
более
Как
мы видим в Примере 1, фрагмент внутренней речи Кости практически не имеет
знаков препинания и заглавных букв. Он оформлен лесенкой, что позволяет
передать «ритм» воспоминания. Исследователи называют этот прием «ритмизованной
прозой» [Минаева 2022: 32].
Пример
1 представляет собой воспоминание об учителе математики Сыркове. В фокусе этого
описательного фрагмента внутренней речи — учитель, в рему попадают характеристики учителя, при этом каждая новая
рема выделена в отдельную строку, которая указывает вектор воспоминаний, от
общего к частному — и затем снова к обобщениям; все характеристики поведения
учителя оцениваются героем-взрослым.
Воспоминание
об учителе Сыркове заканчивается самохарактеристикой Кости (пример 2):
и только Костя нет
ни тогда, ни сейчас
он не смеялся тогда и
сейчас не смеётся
и никто этого не видел,
не замечал
кругом стояла оргия
хохота
оргазм хохота
и никто не видел, что
Костя не смеялся
и теперь тоже не видит
никто
Многочисленные
повторы в примере 2 (не смеялся, не смеется, не смеялся; ни тогда, ни сейчас,
тогда и сейчас; никто не видел, теперь тоже не видит: оргия хохота, оргазм
хохота) заканчиваются вынесенным в отдельную строку никто, подчеркивая
безмерное одиночество героя. Синтаксический параллелизм и повторы позволяют
легко читать эту ритмизованную прозу без знаков препинания.
Лексические
повторы в диктемах-повествованиях внутренней речи геров в романе часто
выносятся в отдельную строку, замедляя повествование и фиксируя психологическое
состояние героя. См., например состояние нерешительности и раздумья в Ани в
главе 6 (воспоминание о случайной встрече с валторнистом). Пример 3.
потом снова гуляли, пока тени не
становились
длинными
и расходились по домам
(…)
круто, что мы познакомились, — сказал валторнист
(…)
жалко будет расставаться, а что делать? — сказала Аня
это был шаг вперед наугад
они стояли у каруселей, тени их лежали
длинные
не знаю, — сказал валторнист
Таким образом, внутренняя речь в романе
«Адвент» является важным смыслообразующим элементом текста. Герои ведут
внутренний диалог с прошлым и с самим собой. И лишь в 15 главе они выходят на
прямой диалог друг с другом.
Литература:
1. Букша Ксения. Адвент: роман. М., 2021.
2. Минаева Е. С. Ветер свободы. Ксения Букша// Вопросы литературы. 2022. №6. С. 32–46.
3. Сергеева Ю. М. Внутренняя речь как особая форма языкового общения (на материале англоязычной художественной литературы): Автореф. дисс…на соискание степени доктора филологических наук. М., 2009.
Литература:
1. Букша Ксения. Адвент: роман. М., 2021.
2. Минаева Е. С. Ветер свободы. Ксения Букша// Вопросы литературы. 2022. №6. С. 32–46.
3. Сергеева Ю. М. Внутренняя речь как особая форма языкового общения (на материале англоязычной художественной литературы): Автореф. дисс…на соискание степени доктора филологических наук. М., 2009.