Сторге: пространство заботы в повседевных практиках горожан
Светлана Борисовна Адоньева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2023-03-16
12:00 -
12:30
Ключевые слова, аннотация
Практики досуга, содержание домашних
питомцев, сторге, забота,
Практики досуга (laisure), не предполагающие отношений
обмена и капитализации, составляют значительную область повседневной жизни
людей. В объектив гуманитарного знания они попадают либо как социальные
артефакты, проявляющие диспозиции власти/подчинения, легитимности или стигмы и
пр., либо как явления повседневной культуры. В практики содержания домашних
питомцев, меж тем, вовлечен на определенных этапах своей жизни почти каждый
горожанин. Сопоставляя разные подходы и рассматривая разные артефакты, мы
постараемся сконструировать свой предмет: индивидуальную практику агрегации
опыта, связанного с поисками любви.
Тезисы
На материале Петербурга
мы рассмотрим содержание собак в городе как особую практику досуга. Практики
досуга (laisure), не предполагающие отношений
обмена и капитализации, составляют значительную область повседневной жизни
людей. В объектив гуманитарного знания они попадают либо как социальные
артефакты, проявляющие диспозиции власти/подчинения,
легитимности или стигмы и пр., либо как явления повседневной культуры.
◦Меж тем
в
практики
содержания домашних питомцев
вовлечен на
определенных этапах своей жизни почти каждый горожанин. Рассматривая
разные
артефакты, мы постараемся сконструировать свой предмет: индивидуальную практику
агрегации опыта, связанного с поисками любви. «— Похоже,
что так всю жизнь и проживешь без собаки, — с горечью сказал Малыш, когда
всё обернулось против него. — Вот у тебя, мама, есть папа; и Боссе с Бетан
тоже всегда вместе. А у меня — у меня никого нет!.. — Дорогой
Малыш, ведь у тебя все мы! — сказала мама. — Не
знаю... — с ещё большей горечью произнёс Малыш, потому что ему вдруг
показалось, что у него действительно никого и ничего нет на свете». Разговор Малыша с родителями по поводу собаки памятен всем, кто читал книгу Астрид Лингрен о Карлсоне.
Теперь о фактах. В Петербурге более 3 млн квартир, в них живут около 5 млн человек.По статистике ветеринарных служб
петербуржцы содержат 300 тысяч собак и 1 млн кошек, (не считая иных питомцев - хомяков, черепах, ежей, ужей, попугаев, канареек и пр. — здесь статистика отсутствует). Учет питомцев ведется по обращением
в службы. Фактическая численность больше. Таким образом, можно утверждать, что каждая десятая семья (независимо от
состава) держит собаку, каждая третья — кошку. Содержание домашних питомцев не
связано с доходами, возрастом или составом семьи. Полагаю, что потребность в питомцах связана с особым типом любви — любви-заботы.Древние греки различали четыре вида любви:«эрос»
(ἔρως) —
стихийная, восторженная влюблённость, в виде почитания, направленного на
объект любви «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения; «филия»
(φιλία) —
любовь-дружба или любовь-приязнь, обусловленная социальными связями и
личным выбором; «сторге»
(στοργή) —
любовь-нежность, особенно семейная;«агапэ»
(ἀγάπη) —
жертвенная любовь, безусловная любовь, в христианстве такова
любовь Бога к человеку.
Любовь-сторге
позволяет
человеку быть таким, каков он есть наедине с самим собой,
создает сферу приватного человеческого
существования. По определению К.С.
Льюиса любовь-привязанность, будучи
«самой скромной» из возможных форм любви, являет свое величие в том, что
раскрывает горизонт людской приемлемости:
«У привязанности
- простое,
неприметное лицо; и те, кто ее вызывает, часто просты и неприметны. Наша любовь
к ним не свидетельствует о нашем вкусе или уме»,«привязанность соединяет не
созданных друг для друга, до умиления, до смеха непохожих... Привязанность
учит нас сначала замечать, потом терпеть, потом - привечать и, наконец, ценить
тех, кто оказался рядом. Созданы они для нас? Слава Богу, нет! Но это они и
есть, чудовищные, нелепые, куда более ценные, чем казались нам поначалу».
Для сторге
нет необходимости
нравиться или заслуживать любовь, ибо ты принят изначально и навсегда,
именно
такой, каков ты есть, со всеми своими недостатками, которые давно известны и прощены.Питомца хотят тогда, когда случается
первый экзистенциальный кризис — в 6–7 лет. Субъективность в этом возрасте впервые становится повесткой. Питомца покупают детям, призывая их
к «ответственности», то есть предоставляя
им новое место в социальной вертикали подчинения и патронажа. Впервые в своей жизни в отношениях с питомцем ребенок пробует себя в заботе. Таким образом, вернакулярная практика содержания домашних
питомцев — площадка взаимодействия self с
опытом экзистенции, и, в то же время, место становления индивида как члена сообщества, обретающего навык заботы.
Согласно экзистенциальному
подходу М. Босса предназначение человека есть забота о вещах,
растениях, животных и людях таким образом, чтобы они могли
наилучшим путем развертываться и развиваться. Существовать в такой заботе — есть основная задача человеческой жизни. Бытие зовет человека
голосом его совести. Чувство вины идущее от совести, не стихнет до
тех пор, пока он не примет ответственно все возможности,
которые конституируют его человеческое бытие, и пока он не реализует их в
заботе о вещах и людях в его мире. Только так он может завершить в полноте свой
Dasein и «закончить свою темпоральность хорошей смертью».