LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Странности сознания и игры разума: психические заболевания на киноэкране

Анна Владимировна Конева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

243 Кинозал
2023-03-17
12:40 - 13:10

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: сознание; психическое заболевание; экранизация; сериал; драма
Keywords: consciousness, psyche, mental illness, film adaptation, TV series, drama
Аннотация: Доклад посвящен анализу фильмов, в которых поднимается проблема психических заболеваний. Будут рассмотрены несколько фильмов и сериалов, как основанные на реальных историях, так и вымышленные сюжеты, исследованы те проблемы, которые порождает подобного рода кино и те образные структуры и приемы, которые используют кинематографисты, чтобы проиллюстрировать иную реальность больной психики.
Abstract: The report is devoted to the analysis of films in which the problem of mental illness is raised. Several films and TV series will be considered, both based on real stories and fictional plots, the problems that this kind of cinema generates and those figurative structures and techniques that cinematographers use to illustrate a different reality of a sick psyche will be investigated.
 

Тезисы

БЕЗ ПУБЛИКАЦИИ

Фильмов о различных психических отклонениях и странностях огромное множество, настолько увлекательна тема безумия. Для современного мира, в котором мы живем в пространстве информационной культуры, весьма характерно особенное внимание к тому, как устроен человек и его сознание. Поэтому и тема нарушений работы сознания очень актуальна. В философии и психологии существует два принципиальных подхода к понимаю сознания. Первый, условно говоря, статичный — это попытка зафиксировать сознание как некую структуру, как правило, трехчастную, примером и прообразом которой является классическое фрейдовское «Оно-Я-СверхЯ». Второй подход к пониманию сознания я бы назвала условно «активистким», заимствовав термин из сферы художественной культуры, или феноменологическим. Основная идея в том, что структура хотя и есть, она не бывает статична, сознание не находится в покое, оно всегда активно, и эта активность мешает уловить его само. Такой подход артикулировала феноменология, прежде всего Э. Гуссерля. И хотя феноменология также дает основания для построения структуры сознания, поскольку философия не существует без структурирования понятий и смыслов, она настаивает на принципиальных вещах, позволивших сознание помыслить иначе — во-первых на интенциональности сознания, и, во-вторых на бытийственности сознания самого по себе. Сознание состоит из... но в каждом из своих состояний оно действует. Одновременно. И непрерывно. В этом – второй подход к сознанию как активному и активно-непрерывному.Когда кинематографисты задумываются о работе сознания, больше интереса вызывают феномены «сбоя», изменения, нарушения в работе сознания. Больная психика и измененное сознание могут сильно менять реальность. Но помимо нарушений сознания, существуют еще и нарушения материи, которая влияет на работу сознания. Это не только собственно мозговые нарушения, но и различные телесные нарушения в целом, и когда мы встречаемся с различными видами нарушений, мы встречаемся и с нарушениями тела, и с нарушениями сознания одновременно. Современный кинематограф очень психологичен. Сценаристов учат психологии, если мы посмотрим на историю кино, мы увидим, как постепенно персонажи становятся все более живыми, человечными, как кино постепенно приходит к необходимости проследить развитие личности, увидеть динамику не только сюжета, но и внутренних мотивов персонажа, его переживаний, эмоционального фона и т. д. Тренд на сериальность — один из симптомов этого интереса кино к внутреннему миру и сознанию как динамичному. Доклад будет посвящен феноменам нарушения работы сознания и психики, вызванным двумя комплексами причин: как биологическими, нарушениями работы мозга, и так называемыми дизоногениями, нарушениями в процессе онтогенеза, так и социальными, проблемами, связанными с воспитанием. Мы рассмотрим несколько способов, которыми личность создает себе другую, обратную сторону реальности — чтобы не жить в реальности, которая есть вокруг.В кино мы встречаем множество фильмов об этой обратной стороне реальности. Наиболее яркими может служить реальности сложного по своей структуре диссоциативного расстройства идентичности, где одна личность проживает разные жизни в разных «мирах», мы рассмотрим кинематографическую реальность психопатов, шизофреников, больных делегированным синдромом Мюнгхаузена и их жертв. В докладе мы поставим вопрос о том, насколько достоверно кинматограф воспроизводит картину заболевания, насколько вообще возможно передать кинематографическими средствами то, как больное сознание воспринимает и как оно конструирует мир, затронем причины формирования таких искажений и те социальные проблемы, которые кинематограф ставит перед обществом, создавая зрелищные запоминающиеся образы и, порой стигматизируя болезнь.