Сторителлинг как инструмент развития дизайн-мышления в неязыковом вузе / Storytelling as a design thinking tool in non-linguistic university
Наталья Геннадьевна Лаврентьева
Докладчик
доцент
Ивановский государственный университет
Ивановский государственный университет
Евгения Валерьевна Орлова
Докладчик
доцент
Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина
Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина
184
2023-03-20
18:10 -
18:25
Ключевые слова, аннотация
АННОТАЦИЯ
В работе описываются этапы и принципы технологии
дизайн-мышления для создания истории на английском языке студентами-нефилологами.
Включение в образовательный процесс высшей школы методики дизайн-мышления
посредством инструмента сторителлинга позволяет формировать языковую и
коммуникативную компетенции, а также развивать навык работать с информацией и
принимать нестандартные решения.
ABSTRACT
The paper describes the
stages and principles of design-thinking technology for story creation in
English by the students of non-linguistic university departments. The implementation
of design thinking toolkit through storytelling allows to develop language and
communicative skills, as well as the skill of working with information and
making innovative decisions.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция; сторителлинг; дизайн-мышление
Keywords: communicative competence; storytelling; design thinking
Ключевые слова: коммуникативная компетенция; сторителлинг; дизайн-мышление
Keywords: communicative competence; storytelling; design thinking
Тезисы
Стремительная трансформация экономики и других
профессиональных сфер жизни требует от выпускников вузов быстрой адаптации к
меняющимся условиям, изучения контекста потребностей общества, постановки
конкретных задач с учетом выявленных проблем, принятие нестандартных
инновационных решений. Указанные тренды в глобальном развитии требуют реакции и
со стороны образовательной системы, заставляют ее меняться, в связи с этим
необходимы эффективные практики и методы преподавания для развития навыков 21го
века и новой грамотности таких как дизайн-мышление.
Дизайн-мышление как метод и процесс решения конкретных задач помогает понять аудиторию, осмыслить ее проблемы и найти альтернативные нестандартные решения. Проектирование, конструирование и создание чего-то нового помогает выходить за плоскость привычных и очевидных идей. Идею дизайн-мышления сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном». Позднее учёные Стенфордского университета развили её и популяризировали этот подход.
Процесс применения технологии дизайн-мышления на занятии иностранного языка делится на пять фаз [Cleminson, Cowie 2021: 3]:
1). Антропоцентризм — сопричастность, погружение в проблему.
2). Фокусировка — анализ и систематизация информации.
3). Генерация идей — мозговой штурм в поиске лучшей идеи.
4). Прототипирование — проверка предложенных идеи на практике.
5). Представление продукта (идеи) широкой аудитории и обратная связь.
Эффективным инструментом развития дизайн-мышления на занятиях по иностранному языку является приём сторителлинга (англ. storytelling – рассказывание историй), который позволяет формировать коммуникативную компетенцию, используя при этом языковую составляющую предметных линий курса. Сторителлинг необходим на всех этапах дизайн-мышления, главным образом, при формулировке проблемы, ее решения и применении этого решения.
Под историей в контексте сторителлинга в практике преподавания иностранного языка понимается произведение повествовательного жанра, обладающее следующими параметрами: небольшой объём, наличие увлекательного сюжета (экспозиция, завязка, развязка), эмоциональное воздействие и вовлечённость в коммуникацию [Багрецова 2020: 30]. Работа с использованием инструмента сторителлинг на занятиях по иностранному языку проходит логичный путь последовательного наращивания уровня сложности формирования когнитивных навыков по Блуму (Bloom): от самых простых – запоминание новых слов и структур и понимание задачи (LOTS – Low Order Thinking Skills) до высоких (HOTS – High Order Thinking Skills: применение, анализ, оценка, творчество) [Багрецова 2020: 34].
Особенно актуальное значение применение технологии сторителлинга приобретает при обучении студентов неязыковых вузов, поскольку столь важная составляющая коммуникативной компетенции как публичное выступление всегда вызывала определённые трудности у студентов-нефилологов. Кроме того, этот инструмент позволяет реализовать деятельностных подход к обучению иностранным языкам, который лежит в основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Для того, чтобы дизайн-мышление было реализовано в истории, используются следующие методы:
1. EAD (Emotion, Action, and Detailing) Эмоция, призыв к действию и детальное описание как достичь решения.
2. CAR (Challenge, Action, and Result) Формулировка проблемных зон, действия, направленные на ее решение, и результат этих действий.
Работая на содержательном уровне в сторителлинге, принципы дизайн-мышления позволяют выявить, сформулировать и соединить аудиторию, потребность и мотив в уникальную историю. Таким образом, работая над заданием или проектом, студенты должны ответить на 4 вопроса:
1) Какова ситуация? (исследование существующих проблем);
2) Какая передо мной стоит задача? (как можно решить проблему);
3) Что нужно сделать? (выбор оптимального решения);
4) Как это всем поможет? (оценка полученных результатов).
На базе Ивановского государственного энергетического университета и Ивановского государственного университета техника сторителлинга и дизайн-мышления на занятиях по иностранному языку была реализована в рамках: записи подкаста “One week without …”, круглого стола “What if …”, Start-up slam, конкурс “Academic storytelling contest in Ted style 2022” включал подготовительный этап – вовлечение в сторителлинг через поиск интересующей проблемы, публичное выступление и спонтанная речь на заданную тему в стиле Ted; озвучка рекламных роликов; ток шоу “Make Ivanovo great again”, научный сторителлинг “3 minute thesis” и др.
Апробация разработанной методики позволила студентам объективнее принимать информацию на английском языке, работать с ней эффективнее, использовать конструктивный подход к трудностям в том числе языковым, углубиться в интересную проблему, предложить интеллектуальный продукт или нестандартную идею, которая кому-то поможет, будет ценной, выйти за пределы существующих стереотипов. Таким образом, включение в образовательный процесс высшей школы методик и инструментов дизайн-мышления позволяет решить ряд проблем на уровне разных дисциплин и курсов, включая и обучение иностранному языку.
Литература:
1. Багрецова Нина Викторовна Сторителлинг в обучении иностранному языку: ключевые аспекты // Педагогика и психология образования. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/storitelling-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-klyuchevye-aspekty (дата обращения: 09.01.2023).
2. Cleminson T., Cowie N. Using design thinking as an approach to creative and communicative engagement in the English as a Foreign Language (EFL) classroom. Journal of University Teaching & Learning Practice, 18(4), 2021. URL: https://ro.uow.edu.au/jutlp/vol18/iss4/7 (дата обращения 7.01.2023).
Дизайн-мышление как метод и процесс решения конкретных задач помогает понять аудиторию, осмыслить ее проблемы и найти альтернативные нестандартные решения. Проектирование, конструирование и создание чего-то нового помогает выходить за плоскость привычных и очевидных идей. Идею дизайн-мышления сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном». Позднее учёные Стенфордского университета развили её и популяризировали этот подход.
Процесс применения технологии дизайн-мышления на занятии иностранного языка делится на пять фаз [Cleminson, Cowie 2021: 3]:
1). Антропоцентризм — сопричастность, погружение в проблему.
2). Фокусировка — анализ и систематизация информации.
3). Генерация идей — мозговой штурм в поиске лучшей идеи.
4). Прототипирование — проверка предложенных идеи на практике.
5). Представление продукта (идеи) широкой аудитории и обратная связь.
Эффективным инструментом развития дизайн-мышления на занятиях по иностранному языку является приём сторителлинга (англ. storytelling – рассказывание историй), который позволяет формировать коммуникативную компетенцию, используя при этом языковую составляющую предметных линий курса. Сторителлинг необходим на всех этапах дизайн-мышления, главным образом, при формулировке проблемы, ее решения и применении этого решения.
Под историей в контексте сторителлинга в практике преподавания иностранного языка понимается произведение повествовательного жанра, обладающее следующими параметрами: небольшой объём, наличие увлекательного сюжета (экспозиция, завязка, развязка), эмоциональное воздействие и вовлечённость в коммуникацию [Багрецова 2020: 30]. Работа с использованием инструмента сторителлинг на занятиях по иностранному языку проходит логичный путь последовательного наращивания уровня сложности формирования когнитивных навыков по Блуму (Bloom): от самых простых – запоминание новых слов и структур и понимание задачи (LOTS – Low Order Thinking Skills) до высоких (HOTS – High Order Thinking Skills: применение, анализ, оценка, творчество) [Багрецова 2020: 34].
Особенно актуальное значение применение технологии сторителлинга приобретает при обучении студентов неязыковых вузов, поскольку столь важная составляющая коммуникативной компетенции как публичное выступление всегда вызывала определённые трудности у студентов-нефилологов. Кроме того, этот инструмент позволяет реализовать деятельностных подход к обучению иностранным языкам, который лежит в основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Для того, чтобы дизайн-мышление было реализовано в истории, используются следующие методы:
1. EAD (Emotion, Action, and Detailing) Эмоция, призыв к действию и детальное описание как достичь решения.
2. CAR (Challenge, Action, and Result) Формулировка проблемных зон, действия, направленные на ее решение, и результат этих действий.
Работая на содержательном уровне в сторителлинге, принципы дизайн-мышления позволяют выявить, сформулировать и соединить аудиторию, потребность и мотив в уникальную историю. Таким образом, работая над заданием или проектом, студенты должны ответить на 4 вопроса:
1) Какова ситуация? (исследование существующих проблем);
2) Какая передо мной стоит задача? (как можно решить проблему);
3) Что нужно сделать? (выбор оптимального решения);
4) Как это всем поможет? (оценка полученных результатов).
На базе Ивановского государственного энергетического университета и Ивановского государственного университета техника сторителлинга и дизайн-мышления на занятиях по иностранному языку была реализована в рамках: записи подкаста “One week without …”, круглого стола “What if …”, Start-up slam, конкурс “Academic storytelling contest in Ted style 2022” включал подготовительный этап – вовлечение в сторителлинг через поиск интересующей проблемы, публичное выступление и спонтанная речь на заданную тему в стиле Ted; озвучка рекламных роликов; ток шоу “Make Ivanovo great again”, научный сторителлинг “3 minute thesis” и др.
Апробация разработанной методики позволила студентам объективнее принимать информацию на английском языке, работать с ней эффективнее, использовать конструктивный подход к трудностям в том числе языковым, углубиться в интересную проблему, предложить интеллектуальный продукт или нестандартную идею, которая кому-то поможет, будет ценной, выйти за пределы существующих стереотипов. Таким образом, включение в образовательный процесс высшей школы методик и инструментов дизайн-мышления позволяет решить ряд проблем на уровне разных дисциплин и курсов, включая и обучение иностранному языку.
Литература:
1. Багрецова Нина Викторовна Сторителлинг в обучении иностранному языку: ключевые аспекты // Педагогика и психология образования. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/storitelling-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-klyuchevye-aspekty (дата обращения: 09.01.2023).
2. Cleminson T., Cowie N. Using design thinking as an approach to creative and communicative engagement in the English as a Foreign Language (EFL) classroom. Journal of University Teaching & Learning Practice, 18(4), 2021. URL: https://ro.uow.edu.au/jutlp/vol18/iss4/7 (дата обращения 7.01.2023).