Санкт-Петербургский политехнический институт как источник мировоззрения и сюжетов творчества Е. И. Замятина
Лю Ян
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
214
2023-03-17
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: Е. Замятин, Санкт-Петербургский политехнический институт, биография, судьбы писателей-политехников.
Аннотация: В докладе рассмотрено важное влияние Санкт-Петербургского политехнического института на формирование личности Е. И. Замятина, на его профессиональный путь и литературное творчество; показано, что многие ранние биографические факты будущего писателя определили его своеобразную литературную судьбу.
Аннотация: В докладе рассмотрено важное влияние Санкт-Петербургского политехнического института на формирование личности Е. И. Замятина, на его профессиональный путь и литературное творчество; показано, что многие ранние биографические факты будущего писателя определили его своеобразную литературную судьбу.
Тезисы
С момента первого приезда Е. И. Замятина в Петербург в 1902 и до его окончательного отъезда из страны в 1931 году Санкт-Петербургский политехнический институт всегда играл важную роль в жизни и творчестве автора «Мы», оказав глубокое влияние на его профессиональный путь (студент, затем преподаватель кораблестроительного факультета, один из создателей первых отечественных ледоколов), на формирование его мировоззрения как питавшая его среда, на проблематику и образный строй литературных произведений. Этот аспект биографии писателя уже рассматривался в ряде исследований: см. работы М. Ю. Любимовой, а также [Савина, Нечипоренко 1989; Брюханова 2008]. Однако тема не может считаться исчерпанной. Подключение контекста, краеведческих источников, ряда архивных материалов позволяет увидеть, насколько органично впечатления студенческих лет включены в самые глубинные уровни творческой системы Замятина.
Важную роль в проекте, по которому был в 1902 создан столичный Политехнический институт, сыграли идеи С. Ю. Витте и князя А. Г. Гагарина о необходимости элитарного высшего учебного заведения, готовящего лиц, полезных для государства и общества, но не стесняемых бюрократической системой и потому озабоченных не борьбой с нею, а профессиональными, научными занятиями. Для достижения этих целей институт разместили в столичном предместье, в дачном поселке, обязав студентов проживать в общежитии, впрочем, довольно комфортабельном. Студенты, таким образом, с одной стороны, оказались несколько изолированы от города, контакты с городским населением и влияние его были ослаблены (добираться до центра было долго, трудно, особенно в плохую погоду и дорого, в том числе для Замятина). С другой стороны, студентам предоставлялись исключительные возможности для профессионального развития, которых не имели другие технические учебные заведения. Высокая (по сравнению с другими институтами) плата за обучение и значительный конкурс для первого набора, в котором оказался и Замятин, приведи к тому, что студентами оказались преимущественно представители либо состоятельного общественного слоя, либо наиболее образованного юношества, увлеченного наукой, и обе группы откликнулись на замыслы администрации. Профессура института, включая ректора князя Гагарина, видела в студентах указанного типа своих коллег и установила с ними довольно демократические отношения, общение между студентами и преподавателями было тесным и, поскольку увлечения и тех, и других не ограничивались техническими науками, духовная жизнь в Политехническом институте была разносторонней, несмотря на ослабленность внешних влияний. В результате, в Политехническом институте (особенно в первые годы до отставки Гагарина) сложилась специфическое замкнутое элитарное сообщество не просто коллег, занимавшихся преимущественно техническими науками, отчасти творчеством и общественной деятельностью, но и единомышленников, вырабатывавших свою систему ценностей, до некоторой степени усвоенных ими, несмотря на все их внешние несходства. Не случайно из Политехнического института в тот период, когда там учился и преподавал Замятин вышло, помимо профессионалов по техническим специальностям, много выдающихся деятелей в различных сферах от политики до искусства. Возникают интересные параллели с первыми выпусками Царскосельского лицея и других знаменитых привилегированных учебных заведений.
Пребывание в этой среде сформировало то странное соединение провинциализма с элитарностью, которое так удивляло в Замятине критиков. Вынужденное рядом причин проживание в предместьях и на окраине столицы привело к тому, что его пристрастия и вкусы, восходящие к детству, сохранились, несмотря на то, что он прожил в Петербурге 27 лет. Сам этот город отображен в его творчестве гораздо меньше, чем провинция, а если и показан, то чаще предстает в виде окраин, которым приписаны характерные признаки так называемого «петербургского текста». Вместе с тем, среда, в которой Замятин вращался на петербургских окраинах, интересовалась гораздо больше новейшими настроениями Запада, чем патриархальными ценностями русской провинции. Так, о взаимовлиянии Замятина и Б. В. Никольского, Я. П. Гребенщикова и др. уже писали, но оно заслуживает более основательного изучения.
Не исключено, что при создании романа «Мы», Замятин учитывал свои впечатления от учебы и работы в Политехническом институте. Главный герой произведения как раз принадлежит к замкнутому и элитарному сообществу ученых, создающих сложнейшее устройство, имеющее стратегическое научное и политическое значение. Хотя они выполняют государственное задание, увлечены чисто научными проблемами и лояльны к официальной идеологии, именно в этом замкнутом сообществе зарождается сомнение, грозяшее взрывом всей государственной системе. Замятин, приобщившийся к революционной деятельности именно в институте, хорошо понимал механизм зарождения в замкнутом аполитичном элитарном сообществе бунтарских настроений и не смог бы их так убедительно отобразить в романе без опыта студенческих лет. Знаменательно, что для героя книги побудительной мотивировкой участия в заговоре стала любовь. Очевидна автобиографичность данного мотива: со своей главной возлюбленной, будущей женой Замятин познакомился в связи с революционными кружками и какой интерес был приоритетным – политический или личный – поныне неясно.
В докладе приведен ряд частных сюжетов, связанных с впечатлениями Замятина студенческих лет и подтверждающих высказанные соображения о влиянии среды Политехнического института на творчество писателя.
Литература:
Брюханова 2008; Куртис 2020 – Брюханова И. А. «Воспитанник точных наук»: Е. И. Замятин в Санкт-Петербургском–Ленинградском Политехническом Институте // Аврора. 2008. № 1. С. 23–37.
Куртис 2020 – Куртис Дж. Англичанин из Лебедяни: жизнь Евгения Замятина. СПб.: Academic Studies Press/БиблиоРоссика, 2020.
Савина, Нечипоренко 1989 – Савина В., Нечипоренко В. Доцент ЛКИ Евгений Замятин // Вестник высшей школы.1989. № 7. С. 88–92.
Важную роль в проекте, по которому был в 1902 создан столичный Политехнический институт, сыграли идеи С. Ю. Витте и князя А. Г. Гагарина о необходимости элитарного высшего учебного заведения, готовящего лиц, полезных для государства и общества, но не стесняемых бюрократической системой и потому озабоченных не борьбой с нею, а профессиональными, научными занятиями. Для достижения этих целей институт разместили в столичном предместье, в дачном поселке, обязав студентов проживать в общежитии, впрочем, довольно комфортабельном. Студенты, таким образом, с одной стороны, оказались несколько изолированы от города, контакты с городским населением и влияние его были ослаблены (добираться до центра было долго, трудно, особенно в плохую погоду и дорого, в том числе для Замятина). С другой стороны, студентам предоставлялись исключительные возможности для профессионального развития, которых не имели другие технические учебные заведения. Высокая (по сравнению с другими институтами) плата за обучение и значительный конкурс для первого набора, в котором оказался и Замятин, приведи к тому, что студентами оказались преимущественно представители либо состоятельного общественного слоя, либо наиболее образованного юношества, увлеченного наукой, и обе группы откликнулись на замыслы администрации. Профессура института, включая ректора князя Гагарина, видела в студентах указанного типа своих коллег и установила с ними довольно демократические отношения, общение между студентами и преподавателями было тесным и, поскольку увлечения и тех, и других не ограничивались техническими науками, духовная жизнь в Политехническом институте была разносторонней, несмотря на ослабленность внешних влияний. В результате, в Политехническом институте (особенно в первые годы до отставки Гагарина) сложилась специфическое замкнутое элитарное сообщество не просто коллег, занимавшихся преимущественно техническими науками, отчасти творчеством и общественной деятельностью, но и единомышленников, вырабатывавших свою систему ценностей, до некоторой степени усвоенных ими, несмотря на все их внешние несходства. Не случайно из Политехнического института в тот период, когда там учился и преподавал Замятин вышло, помимо профессионалов по техническим специальностям, много выдающихся деятелей в различных сферах от политики до искусства. Возникают интересные параллели с первыми выпусками Царскосельского лицея и других знаменитых привилегированных учебных заведений.
Пребывание в этой среде сформировало то странное соединение провинциализма с элитарностью, которое так удивляло в Замятине критиков. Вынужденное рядом причин проживание в предместьях и на окраине столицы привело к тому, что его пристрастия и вкусы, восходящие к детству, сохранились, несмотря на то, что он прожил в Петербурге 27 лет. Сам этот город отображен в его творчестве гораздо меньше, чем провинция, а если и показан, то чаще предстает в виде окраин, которым приписаны характерные признаки так называемого «петербургского текста». Вместе с тем, среда, в которой Замятин вращался на петербургских окраинах, интересовалась гораздо больше новейшими настроениями Запада, чем патриархальными ценностями русской провинции. Так, о взаимовлиянии Замятина и Б. В. Никольского, Я. П. Гребенщикова и др. уже писали, но оно заслуживает более основательного изучения.
Не исключено, что при создании романа «Мы», Замятин учитывал свои впечатления от учебы и работы в Политехническом институте. Главный герой произведения как раз принадлежит к замкнутому и элитарному сообществу ученых, создающих сложнейшее устройство, имеющее стратегическое научное и политическое значение. Хотя они выполняют государственное задание, увлечены чисто научными проблемами и лояльны к официальной идеологии, именно в этом замкнутом сообществе зарождается сомнение, грозяшее взрывом всей государственной системе. Замятин, приобщившийся к революционной деятельности именно в институте, хорошо понимал механизм зарождения в замкнутом аполитичном элитарном сообществе бунтарских настроений и не смог бы их так убедительно отобразить в романе без опыта студенческих лет. Знаменательно, что для героя книги побудительной мотивировкой участия в заговоре стала любовь. Очевидна автобиографичность данного мотива: со своей главной возлюбленной, будущей женой Замятин познакомился в связи с революционными кружками и какой интерес был приоритетным – политический или личный – поныне неясно.
В докладе приведен ряд частных сюжетов, связанных с впечатлениями Замятина студенческих лет и подтверждающих высказанные соображения о влиянии среды Политехнического института на творчество писателя.
Литература:
Брюханова 2008; Куртис 2020 – Брюханова И. А. «Воспитанник точных наук»: Е. И. Замятин в Санкт-Петербургском–Ленинградском Политехническом Институте // Аврора. 2008. № 1. С. 23–37.
Куртис 2020 – Куртис Дж. Англичанин из Лебедяни: жизнь Евгения Замятина. СПб.: Academic Studies Press/БиблиоРоссика, 2020.
Савина, Нечипоренко 1989 – Савина В., Нечипоренко В. Доцент ЛКИ Евгений Замятин // Вестник высшей школы.1989. № 7. С. 88–92.