Изображение актуальных проблем современности в театре Дени Дидро и Мориса Метерлинка / The portrayal of contemporary issues in the theatre of Denis Diderot and Maurice Maeterlinck
Даниил Александрович Стогний
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2023-03-17
17:30 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Аннотация.
В докладе рассматривается типологическое сходство театральных концепций Дени Дидро и Мориса Метерлинка в области актуального отображения действительности. Делается вывод о развитии и преемственности идей
французского просветителя в философском и драматургическом творчестве
бельгийского автора.
Ключевые слова: Метерлинк; Дидро; компаративистика; типологическое схождение; новая драма.
Ключевые слова: Метерлинк; Дидро; компаративистика; типологическое схождение; новая драма.
Abstract. The report examines the typological similarity between the theatrical conceptions of Denis Diderot and Maurice Maeterlinck in the field of actual representation of reality. The conclusion is made about the development and continuity of French Enlightenment ideas in philosophical and dramaturgical works of the Belgian author.
Key words: Maeterlinck; Diderot; Comparativism; typological convergence; new drama.
Тезисы
НЕ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ
Французский просветитель Дени Дидро (1713-1784) в своих текстах «Беседы о „Побочном сыне“» (1757), «О драматической поэзии» (1758), «Парадокс об актёре» (1773-1777, опубл. 1830) разработал драматургическую теорию, которую он сам воспринимал как путь к созданию нового вида современного театра. Его идеи, будучи невостребованными современниками, «были оценены режиссёрами-новаторами следующих поколений, в том числе, К.С. Станиславским и В.Э. Мейерхольдом [Алташина 2013: 164]. Однако и сегодня пьесы Дидро редко можно увидеть в театрах, в отличие от его философских текстов, которые регулярно ставятся.
Несмотря на это, драматургия и новаторская театральная теория французского реформатора представляют особый интерес для изучения. Методы построения пьес и спектаклей, принципы актёрской игры, сформулированные Дидро, получили развитие позднее – начиная с творчества авторов новой драмы. Например, о влиянии Дидро на Ибсена писал исследователь Мартин Уолберг, утверждая, что норвежскому драматургу во многом удалось осуществить то, что безуспешно пытался сделать Дидро [Wåhlberg 2020: 66]. Однако развитие идей французского просветителя можно наблюдать не только в работах Ибсена, но и в текстах других авторов. В своём докладе я рассмотрю типологическое сходство театральных концепций Дени Дидро и бельгийского драматурга Мориса Метерлинка (1862-1949). Я буду опираться на следующие источники при анализе:
1. Теоретические тексты Дени Дидро («Беседы о „Побочном сыне“», «О драматической поэзии», «Парадокс об актёре») и эстетико-философские эссе Мориса Метерлинка («Сокровище смиренных», «Двойной сад»).
2. Художественные тексты Дени Дидро («Побочный сын, или испытания добродетели», «Отец семейства», «Хорош он или дурен?») и Мориса Метерлинка (драмы 1889-1901 годов).
В концепциях Дидро и Метерлинка обнаруживаются типологические сходства театральных реформ, которые мотивированы общим неудовлетворением современным для каждого из драматургов театром. В рамках доклада я рассмотрю тезис, выработанный обоими авторами, о том, что в театре необходимо отображать современную жизнь с её актуальными вызовами.
Сходство в изображении актуальных проблем современности и фактического положения человека в жизни проявляется в следующих факторах:
1. Семья (описание жизни одной конкретной семьи, наличие родственных отношений).
2. Пространство (единство места).
3. Приём умолчания (значимое отсутствие речи, отклика; внедрение подтекста; ремарки).
4. Композиция (мизансцены, картины у Дидро, статичность и неподвижность у Метерлинка).
5. Статуарность (позы, жесты).
Тайны драматургического новаторства Мориса Метерлинка, озарившего XX век и предопределившего дальнейшее развитие драмы уходят корнями в век Просвещения – век великого мыслителя Дени Дидро.
Французский просветитель Дени Дидро (1713-1784) в своих текстах «Беседы о „Побочном сыне“» (1757), «О драматической поэзии» (1758), «Парадокс об актёре» (1773-1777, опубл. 1830) разработал драматургическую теорию, которую он сам воспринимал как путь к созданию нового вида современного театра. Его идеи, будучи невостребованными современниками, «были оценены режиссёрами-новаторами следующих поколений, в том числе, К.С. Станиславским и В.Э. Мейерхольдом [Алташина 2013: 164]. Однако и сегодня пьесы Дидро редко можно увидеть в театрах, в отличие от его философских текстов, которые регулярно ставятся.
Несмотря на это, драматургия и новаторская театральная теория французского реформатора представляют особый интерес для изучения. Методы построения пьес и спектаклей, принципы актёрской игры, сформулированные Дидро, получили развитие позднее – начиная с творчества авторов новой драмы. Например, о влиянии Дидро на Ибсена писал исследователь Мартин Уолберг, утверждая, что норвежскому драматургу во многом удалось осуществить то, что безуспешно пытался сделать Дидро [Wåhlberg 2020: 66]. Однако развитие идей французского просветителя можно наблюдать не только в работах Ибсена, но и в текстах других авторов. В своём докладе я рассмотрю типологическое сходство театральных концепций Дени Дидро и бельгийского драматурга Мориса Метерлинка (1862-1949). Я буду опираться на следующие источники при анализе:
1. Теоретические тексты Дени Дидро («Беседы о „Побочном сыне“», «О драматической поэзии», «Парадокс об актёре») и эстетико-философские эссе Мориса Метерлинка («Сокровище смиренных», «Двойной сад»).
2. Художественные тексты Дени Дидро («Побочный сын, или испытания добродетели», «Отец семейства», «Хорош он или дурен?») и Мориса Метерлинка (драмы 1889-1901 годов).
В концепциях Дидро и Метерлинка обнаруживаются типологические сходства театральных реформ, которые мотивированы общим неудовлетворением современным для каждого из драматургов театром. В рамках доклада я рассмотрю тезис, выработанный обоими авторами, о том, что в театре необходимо отображать современную жизнь с её актуальными вызовами.
Сходство в изображении актуальных проблем современности и фактического положения человека в жизни проявляется в следующих факторах:
1. Семья (описание жизни одной конкретной семьи, наличие родственных отношений).
2. Пространство (единство места).
3. Приём умолчания (значимое отсутствие речи, отклика; внедрение подтекста; ремарки).
4. Композиция (мизансцены, картины у Дидро, статичность и неподвижность у Метерлинка).
5. Статуарность (позы, жесты).
Тайны драматургического новаторства Мориса Метерлинка, озарившего XX век и предопределившего дальнейшее развитие драмы уходят корнями в век Просвещения – век великого мыслителя Дени Дидро.