Феномен «ИДЕИ» в философском дискурсе В. фон Гумбольдта в эпистемологическом и эмоционально-психологическом аспектах.
ЗИНАИДА ЕВГЕНЬЕВНА ФОМИНА
Докладчик
профессор
Воронежский государственный педагогический университет
Воронежский государственный педагогический университет
184
2023-03-17
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В. фон Гумбольдт; идеи; язык;
эпистемология; психолингвистика.
Тезисы
В философском дискурсе В. фон Гумбольдта глубоко и многогранно освещаются такие основополагающие понятия, как: человек, природа, космос, бог, время, дух,
идеи, эмоции, душа, судьба и др. [Фомина 2020:1]. Большой интерес вызывают его рефлексии о концепте «Идеи», в частности, сформулированные им ключевые пролегомены к восприятию
и пониманию сущности этого феномена, а также особенности его языковой экспликации. По Гумбольдту, весь мир — это мир идей. «Повышение уровня образования,
совершенствование вещей на земле, совершенствование государств и всего мира
состоит только в идее» [An Charlotte Diede Glogau, den 9. Mai 1826 // Gutenberg]. Он понимает идею «как умопостигаемую и вечную сущность предмета»
(по Платону), а также как «априорное понятие чистого разума» (вслед за Кантом)
[Идея, в философии 1890–1907]. Гумбольдт ставит вопросы, касающиеся, главным образом, эпистемологического и
психологического аспектов концепта Идеи. Так, он размышляет об онтологии идей, о первоисточниках идей, их концептуальных
признаках, корреляциях с ментально-интеллектуальными
сущностями (наука, знание), реалиями антропологического мира (человек,
индивидуум, жизнь, душа, судьба, чувства и др.), о локусе
бытия идей, познавательной
ценности идей и др.
Согласно Гумбольдту, идеи — это величины мира, направленные на
непреходящие вещи. Ученый
определяет «идеи» как «высшую ценность», являющуюся единственным
неименным и вечным достоянием
человеческого разума. Исходя
из своего убеждения в том, что «в мире нет ничего более интересного для человека, чем
сам человек»,
Гумбольдт подчёркивает, что первоистоком
идей является сам человек. По мнению
немецкого философа, неисчерпаемым источником идей является «каждое новое лицо,
каждое новое ощущение, каждое новое чувство, т. е. всё, что человек может
познать с помощью органов чувств или внутреннего зрения» [An Charlotte Diede.Burgörner, 3. Mai 1822// Gutenberg]. Локусом
бытия идей являются духовные творения человека (книги, созерцания,
опыт, переживания, мировоззрение и т.п.). В аспекте корреляции идей с понятиями «НАУКА», «ЗНАНИЕ» Гумбольдт отмечает,
что важность занятий наукой заключается в её
взаимосвязи со всем общечеловеческим.
Учёный считает, что «в высшей области
идеи предназначены лишь для немногих в качестве научных занятий» [An Charlotte Diede Tegel, den 15. Mai 1825//Gutenberg]. ЗНАНИЯ, по мысли философа, всегда связаны с идеями», которые,
«если следовать им правильно, больше не имеют своей центральной точки в этом
мире“ [An Charlotte Diede Tegel, den 15. Mai 1823//Gutenberg]. Гумбольдт подчеркивает, что его собственная жизнь протекает в трех
ипостасях бытия: «в чувствах, исследованиях и идеях». В рамках этой
экзистенциональной триады он рассматривает взаимодействие идей с понятиями: «человек», «индивидуум»,
«жизнь», «чувства», «душа» и др. Приоритет идей (работы духа), как ценностной установки
в жизни человека, может детерминировать психоэмоциональную
сферу человека, так как, по Гумбольдту, «жить идеями — это настоящее
удовольствие и истинное счастье […]. Как только человек привыкает к этой жизни в идеях, то горе и несчастья
теряют свою остроту» [Maier 2011: 189–190]. Способом познания идей является, по мысли Гумбольдта, внутренний
взгляд, внутренний взор человека. «Величайшим
и прекраснейшим, что люди в состоянии познать, остаются чистые идеи,
познаваемые только внутренним взором» [An Charlotte Diede. Berlin, 2. Dezember 1822/Gutenberg]. По Гумбольдту, «очень немногие люди имеют представление об идеях». Для любви к
идеям необходима, по мысли учёного, «склонность к ошеломлению (eine Neigung zur Beschallung)», к трансценденции, «которая невозможна у людей, у
которых ощущение и внутреннее моральное чувство переходят в желание и
наслаждение» [Maier
2011:189-190]. Среди
концептуальных признаков идей он выделяет: вечность, вездесущность, неисчезаемость,
непрерывность развития, умопостигаемость, связь с бесконечностью, связь со вселенной
и др. Согласно воззрениям ученого,
«идея восходит к чему-то бесконечному,
к последней привязке, к чему-то, что могло бы еще обогатить душу, если бы она
отказалась от всего земного» [An Charlotte Diede. Tegel, Den 8. März 1833 // Gutenberg]. В
рефлексиях Гумбольдта выделяются 9
метафорических моделей ИДЕЙ: 1) идеи — сама жизнь (vitа); 2) идеи — русло реки для течения духа; 3) идеи — пища д ля духа (nutrimentum spiritus); 4) идеи —космос/бесконечность [а) идеи — величины мира; б) идеи — часть бесконечного]; 5) идеи — мост между реальным и воображаемым
миром; 6) идеи — часть вселенского разума; 7) идеи — тайна (энигматическая сущность); 8) идеи — исцеляющая субстанция [а) «идеи — гарант жизни без колючек/шипов»; б) идеи — целитель от душевных недуг]; 9) идеи — счастье, истинное
наслаждение и др.
Литература:
1. Фомина З.Е. Рефлексии Гумбольдта о
человеке, природе, космосе и боге//Лингвострановедение: методы анализа,
технологии обучения. — Москва: МГИМО -Университет, 2021. 372с. C.10–59.
2. Идея, в философии // Энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб.,
1890–1907.
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%98%D0%B4%D0%B5%D1%8F,_%D0%B2_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8
3. Maier Elisa. Wilhelm von Humboldt-Lichtstrahlen. Aus seinen Briefen an
eine Freundin. — Severus Verlag. — 2011. 292 S.
4. Wilhelm von Humboldt: Briefe an eine Freundin. Hrsg. von Dr. Huhnhäuser. Berlin, 1921, — S. 511. URL: https://www.gutenberg.org/files/21801/21801-h/21801-h.htm
4. Wilhelm von Humboldt: Briefe an eine Freundin. Hrsg. von Dr. Huhnhäuser. Berlin, 1921, — S. 511. URL: https://www.gutenberg.org/files/21801/21801-h/21801-h.htm