LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Творчество Ш. Сореля в контексте дебатов о правдоподобии во французской эстетике XVII в.

Кира Евгеньевна Ермилова
Докладчик
аспирант
Институт мировой литературы РАН

190
2023-03-16
14:00 - 14:30

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: правдоподобие; Ш. Сорель; Ж. Шаплен; комическая история; французская литература XVII века  

Аннотация: В докладе анализируются сходства и различия интерпретаций важнейшей категории французской эстетики XVII в. — категории «правдоподобия» с точки зрения поэта и теоретика Жана Шаплена и романиста (и активного критика жанра романа) Шарля Сореля, автора «Правдивого комического жизнеописания Франсиона» (1623–1633).

Keywords: vraisemblance; Ch. Sorel; J. Chapelain; histoire comique; 17th century French literature 

Abstract: The report analyzes the similarities and differences of interpretations of the most important category of French aesthetics of the XVII century — the category of «vraisemblance» from the point of view of poet and theorist Jean Chaplin and novelist (and critic of the novel genre) Charles Sorel, author of the «La vraie histoire comique de Francion» (1623–1633). 

Тезисы

Публикация не предусмотрена.

1. Первая редакция романа «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона» Ш. Сореля была опубликована в 1623 г. В том же году выходит один из первых манифестов французского классицизма — предисловие Ж. Шаплена к поэме «Адонис» Дж. Марино. Шаплен переносит идеалы «Поэтики» Аристотеля во французскую эстетику и концентрирует свое внимание на второстепенной для античной традиции категории правдоподобия. В 1630 г. Шаплен продолжает свою мысль в «Письме о правиле двадцати четырех часов», и в 1637 г., когда пишет «Мнение Французской академии о трагикомедии “Сид”», окончательно утверждает правдоподобие основанием эстетики классицизма.
2. Как отмечает А. Е. Махов в статье «Категория правдоподобия в литературной теории французского классицизма», правдоподобие совмещает в себе два аспекта: надлежащее отношение произведения к реальности (миметический аспект) и воздействие на читателя (риторический аспект), неразрывно связанное с морализаторской установкой произведения. Сорель независимо от Шаплена обращается к вопросу «правдоподобия» (хотя и не использует этот термин до 1626 г., когда выходит вторая редакция «Франсиона»), которое трактует в миметическом ключе — как описание современности: время и место действия романов Сореля — современная Европа; Сорель описывает быт и нравы обычных людей, типичных представителей современности; речь персонажа соответствует его характеру, воспитанию и профессии; используются просторечные слова и народная лексика при необходимости.
3. Таким образом, «Франсион» соответствует требованию правдоподобия в плане миметическом, но при этом не соответствует в плане дидактическом и риторическом как утверждения морализаторской идеи о необходимости наказания пороков и вознаграждения добродетели на страницах романов. В 1633 г. выходит третья редакция «Франсиона», в которой добавляются авторские обращения к читателю, носящие оправдательный характер — Сорель легитимизирует наличие сомнительных с точки зрения общепринятой морали поступков и высказываний своих персонажей желанием продемонстрировать порок таким, какой он есть, с целью исправить своего читателя. При этом, предвосхищая закономерную критику этого положения, Сорель «сокрушается» о том, что его сатира на порочных людей недостаточно очевидна, поэтому произведение будет скорее не исправлять, а лишь развлекать публику, несмотря на его благие намерения. Тем не менее в рамках сюжета озвученная в обращениях автора идея «исправления читателя» вступает в конфликт с образом героя-либертена, одна из основных характеристик которого заключается в критическом отношении к традициям и общественным нормам — Франсион открыто выступает против института брака, пропагандирует физическое удовольствие и свободную любовь, в тексте романа высмеиваются как античные, так и современные автору верования и убеждения. Также нельзя не отметить еще один важный аспект: внезапные авторские обращения, деконструирующие и анализирующие роман, вырывают читателя из сюжета и лишают их веры в реальность происходящего, которую Шаплен также включал в категорию «правдоподобия» в «Письме о правиле двадцати четырех часов».
4. В 1627 г. выходит роман Сореля «Сумасбродный пастух», который является пародией на пасторальный роман и продолжает борьбу автора против неправдоподобных авантюрных сюжетов и героев, чьи манера поведения, речь и идеология не соответствуют их положению (миметический аспект правдоподобия).
5. В 1637 г. выходит памфлет «Суждение о “Сиде”, сочинение некоего Парижанина, Приходского Старосты», который обычно приписывается Сорелю. Автор памфлета вступает в спор с Шапленом, который ограничивает публику, способную давать оценку правдоподобия произведения, знатными людьми, и дает оценку пьесе Корнеля по тому, как ее воспринимает народ: «Я нахожу, что [“Сид”] очень хорош, по той единственной причине, что он был прекрасно принят». В целом памфлет носит характер защиты, Сорель перечисляет проблемные с точки зрения критиков элементы пьесы и оправдывает их простой формулировкой: «все это было нужно автору». Можно предположить, что Сорель ориентируется на корнелевскую логику возможности отхода от правдоподобия в тексте, если этого требует эстетическая задача. В предисловии к роману «Полиандр, комическая история» (1648) цели и задачи Сореля как автора не отличаются от высказанных в «Франсионе».
6. Шаплен в предисловии к «Адонису», сравнивая «историю» и «поэзию», отмечает, что в историю читателю сложнее поверить, тогда как поэзия вызывает веру сама по себе, кроме того, история руководствуется случайностью, а поэзия должна следовать закономерности: порок ведет к наказанию, добродетель — к вознаграждению. В отличие от Шаплена Сорель во «Французской библиотеке» (1664), сравнивая «историю» и «роман», отдает предпочтение первой и продолжает настаивать на необходимости отражать реальность в произведении «такой, какая она есть», а не «такой, как она должна быть». Единственный роман, который может, по мнению Сореля, конкурировать с историей в категории «правды», становится «комический роман», лучшим представителем которого он называет собственное «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона». В работе «О знании хороших книг» (1667) Сорель продолжает критику современного ему романа. Основными позициями его критики остаются: неправдоподобие, неправомерное смешение исторического и современного, искажение нравов и обычаев вследствие плохой осведомленности автора. Кроме того, Сорель отвергает принцип in medias res и возможность совмещения реального и чудесного начала в романе.
7. Таким образом, в рамках доклада мы анализируем сходства и различия интерпретаций категории «правдоподобия» поэта и теоретика Ж. Шаплена и романиста Ш. Сореля. Позиция Сореля характеризуется отсутствием неразрывной с точки зрения Шаплена связи между правдоподобием и необходимостью нравственного воздействия на читателя. Данная концепция найдет свое продолжение в романах либертинажа XVIII в., а затем и в «реализме» XIX в.