LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Использование квест-тестовой технологии в курсе «Русский язык и русская культура в аспекте РКИ»

Инна Николаевна Ерофеева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Марина Юрьевна Жукова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

2-у
2023-03-18
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова
тест-квест; KLIL; искусство; Русский язык как иностранный
Аннотация
Тест-квест  форма контроля, сочетающая в себе оценку этапов решения проблемы и задания в целом, где разработаны параметры и критерии оценивания результатов деятельности на каждом этапе. В курсе «Русский язык и русская культура в аспекте РКИ» тест-квест является приемом обучения и контроля, служащим развитию уважения и любви к культуре и изучаемому языку.
Keywords
test quest; KLIL; art; Russian as a foreign language
Abstract
Test quest is a form of control that combines the assessment of the stages of solving the problem and the task as a whole, where parameters and criteria for assessing the results of activities at each stage are developed. In the course "Russian language and Russian culture in the aspect of Russian as a Foreign Language", the test quest is a method of teaching and control, serving to develop respect and love for the culture and the language being studied.

Тезисы

«Квест» в переводе с английского языка «quest» означает «поиск». В научной литературе существует множество определений этого понятия как педагогического приема. Мы выбираем следующее: квест — это проблемная задача с элементами ролевой игры, для выполнения которой используются все возможные информационные ресурсы. Под проблемным заданием мы понимаем  практическое задание, для эффективного выполнения которого необходимо активизировать познавательные потребности учащихся, желание получить новые знания и закрепить их в памяти, активизировать уже имеющиеся знания и умения и прийти решению поставленной задачи. Преимущества, которые мы видим при использовании квест-технологий: — включение в активный познавательный процесс; -развитие творческих способностей студентов; — развитие интеллектуальных возможностей; — повышение мотивации; — воспитание личной ответственности за выполнение поставленной задачи; — воспитание уважения к культуре и истории страны изучаемого языка. Педагогической основой исследователи называют философию конструктивизма, где важно  не просто воспроизведение энциклопедической реальности, а формирование собственного представления о ней. Теория конструктивизма основана на концепции Ж. Пиаже, который отмечал, что обучение - это активный процесс, в ходе которого люди активно конструируют знания на основе собственного опыта [Багузина 2012: 64]. Один из показателей хорошо разработанного квеста — четкая прослеживаемость  зависимости успешного результата от умения применить когнитивные операции на каждом этапе общего пути к решению задачи. Именно «этапность» квеста, с нашей точки зрения, дает возможность использовать его в качестве тестового задания. люди активно конструируют знания на основе собственного опыта. Тест отличает от классического контрольного задания, как мы знаем, объективность, надежность, четкая направленность на контролируемый аспект, удобство   и компактность формы, экономичность во времени [Павловская,  Башмакова, 2007: 86]. Тест-квест -  форма контроля, сочетающая в себе оценку этапов решения проблемы и всего задания в целом, где задание сформулировано четко по критериям тестового задания, имеет параметры и критерии оценивания результатов деятельности на каждом этапе и направлено на проверку уровня развития когнитивных умений и знаний в изучаемой области знаний. При обращении к курсу «Русский язык и русская культура в аспекте РКИ» мы неизбежно придем к использованию элементов  интегративного обучения и системы KLIL, где реализуется синтез двух уровней познания: профессионально-предметный и предметно-языковой. Иностранный язык  (в частности, русский язык как иностранный) как учебный предмет характеризуется: — многоуровневостью (овладение различными языковыми навыками лексическим, грамматическим, фонетическим,  а также умениями в четырех видах речевой деятельности); — межпредметностью (продукты речи на иностранном языке могут быть представлены из разных областей знаний:   искусства, истории, географии, литературы и др.); — полифункциональностью (иностранный язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знаний). Приведем пример задания тест-квест:  На полотне «Последний день Помпеи» изображена улица древнего города. Мы видим людей, которые скоро погибнут. Задания: 1. Назовите имя художника — автора данного полотна. 2. Расскажите о страшном событии, изображенном на картине. Когда это было? Где? 3. Опишите людей и их действия. Объясните, почему они не убегают от пожара и камнепада. 4. Найдите на картине самого художника 5. Один человек не погиб. Найдите этого персонажа на картине. Объясните, почему Вы так думаете. 6. На картине художник выразил мысль, что богатство — не главное в жизни, его не стоит беречь. Найдите на картине доказательство этой мысли. 7. Сделайте вывод. Докажите, что картина является «гимном человеческой любви». Действия учащихся: 1) вспомнить и назвать имя художника, дать историческую справку о событии;  2) рассказать о группах людей, объединенных художником в композиционные фигуры картины (мать и две дочери; два сына и старый отец; жених и мертвая невеста;  3) находят человека, несущего на голове ящик с кистями и красками — это художник; 4) находят группу «мать и сын», где мать  отказывается от помощи сына, жестом призывая его бежать, делают предположение, почему она это делает и почему сын согласился; 5) делают вывод, что на картине каждый человек спасает то, что больше всего любит. При оценивании ответа используются параметры: 1) умение создать тексты типа «Описание», «Повествование», «Рассуждение», «Доказательство»; грамматические, лексические, фонетические  навыки;  2) знание исторических фактов; 3) умение сопоставлять факты и события, умение оценивать реальность с критической точки зрения и др. Таким образом, мы видим, что использование тестов, квестовых форм контроля  может развивать умения анализировать, сопоставлять , доказывать, а главное — наблюдать, оценивать , воображать и — как результат — ценить  произведения культуры и искусства, а через них  любить изучаемый язык.            Литература:
Багузина Е.И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции (на примере студентов неязыкового вуза: автореф. дисс.  канд. пед. наук. – М., 2011 [Электронный источник]. URL: https://nauka-pedagogika.com/viewer/367851/ 
Павловская, И. Ю. , Башмакова Н. И. Основы методологии обучения иностранным языкам: Тестология : курс лекций / И. Ю. Павловская,— СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007- 224 с.