Методика развития рецептивных навыков учащихся с помощью аудиокниги
Елизавета Дмитриевна Козлова
Докладчик
ассистент
НИТУ МИСиС
НИТУ МИСиС
2-у
2023-03-18
18:20 -
18:40
Ключевые слова, аннотация
Аннотация. Работа
описывает педагогический эксперимент, целью которого является повышение
эффективности обучения аудированию и чтению. Обучение основывается на
использовании аудиокниги в комплексе с текстом в качестве полимодального
средства. Выдвигается гипотеза, что применение аудиокниги в
формате электронного приложения способствует развитию рецептивных навыков, а
также повышает мотивацию учащихся. В докладе представлена апробация методики
развития рецептивных навыков учащихся средних классов в ходе педагогического
эксперимента и комплекс упражнений (заданий).
Ключевые слова: аудиокнига; полимодальное средство; рецептивные навыки
Abstract.The pedagogical experiment described is aimed at boosting students' listening and reading skills. It is based on usage of an audiobook in set with text as a multimodal means. The report provides testing methodology of receptive skills development and a set of tasks.
Key words: audiobook; multimodal means; receptive skills
Ключевые слова: аудиокнига; полимодальное средство; рецептивные навыки
Abstract.The pedagogical experiment described is aimed at boosting students' listening and reading skills. It is based on usage of an audiobook in set with text as a multimodal means. The report provides testing methodology of receptive skills development and a set of tasks.
Key words: audiobook; multimodal means; receptive skills
Тезисы
Аудиокнига
обладает значительным лингводидактическим потенциалом, однако в настоящее время
ощущается недостаток методических рекомендаций по ее применению в учебном
процессе. Мы полагаем, что использование аудиокниги в качестве средства
обучения иностранному языку имеет ряд преимуществ.
Прежде всего, аудиокнига в комплекте с текстом представляет собой полимодальный текст, который активизирует слуховой и зрительный каналы восприятия учащихся. Представление текста в аудиальной и визуальной модальностях одновременно позволяет воспринимать информацию параллельно и улучшает уровень ее понимания [Woodall 2010].
Стоит отметить, что аудиокнига способствует реализации взаимосвязанного обучения, так как одновременно развивает навыки чтения и аудирования. Взаимосвязанное обучение представляется перспективным, так как в нем закрепляется языковой материал и выполняются упражнения, целью которых является развитие общих умений. Более того, восприятие устной и письменной речи формирует знание звуко-графических соответствий.
Также, аудиокнига представляет собой электронный ресурс, с которым ученики взаимодействуют с помощью телефона, планшета или компьютера. Использование технологий повышает мотивацию учащихся к изучению языка [Jansen 2019]. Во время прослушивания аудиокниги, учащиеся улучшают концентрацию и воспринимают текст с большим интересом, благодаря звуковым эффектам [Chang 2009].
Следующим преимуществом является возможность персонализации обучения, что достигается за счет предоставления выбора книги, соответствующей интересам учащегося, и ее использования в удобное для него или нее время. В результате, происходит частичная адаптация учебного процесса под потребности ученика.
Кроме того, аудиокниги, представляющие произведения художественной литературы, обладают ценным социокультурным и лингвистическим материалом и являются образцом аутентичной звучащей речи.
Тем не менее, мы выявили недостаток методических рекомендаций по применению аудиокниг в дидактических целях в учебном процессе, а также отсутствие исследований о результатах их использования для обучения учащихся средней ступени в системе российского общего образования. Кроме того, данное исследование оценивает изменение навыков чтения и аудирования в отличии от многих других с фокусом на один из видов рецептивных навыков.
Эти факторы послужили основанием для проведения педагогического эксперимента (в течение 12 недель) с участием учеников 6-х классов в количестве 20 человек на базе «Академической гимназии №56» г. Санкт-Петербург.
Пробное обучение включало входное тестирование, использование аудиокниг в курсе «Домашнее чтение», промежуточное тестирование, итоговое тестирование и презентацию прочитанной книги. Учащиеся были разделены на две равные группы: участники экспериментальной группы (ЭГ) использовали аудиокниги для экстенсивного чтения, в то время как участники контрольной группы (КГ) использовали традиционное учебное пособие.
Все тестирования были проведены с помощью диагностического онлайн-теста по английскому языку еSELT 2. Он включает три раздела — аудирование, чтение, лексика и грамматика и предназначен для учащихся уровня (A1+).
Прежде всего, было проведено входное тестирование, которое показало, что учащиеся имеют невысокий уровень сформированности навыков чтения и аудирования.
Текущий контроль чтения ЭГ осуществлялся с помощью выполнения заданий, представленных после каждой главы произведения, а также дополнительно разработанной системы упражнений.
Промежуточное тестирование в КГ не выявило закономерных изменений в развитии навыков чтения и аудирования учащихся (в чтении значение медианы не изменилось и составило 41,7%; в аудировании значение медианы увеличилось на 2,5% и составило 62,5%). В ЭГ показало значительное улучшение навыков аудирования (значение медианы увеличилось на 15% и составило 67,5%) и небольшой рост в чтении (значение медианы выросло с 54,2% до 62,5%).
Итоговое тестирование показало общее повышение уровня сформированности рецептивных навыков в обеих группах. Однако полимодальное обучение в ЭГ заметно повлияло на навыки аудирования (значение медианы по сравнению с входным увеличилось на 30,5%), в то время как в КГ оно увеличилось на 7,5%. Что касается чтения, то в ЭГ значение медианы выросло на 16,8%, в то время как в КГ на 16,3%.
В конце экспериментального обучения ученики представили презентацию выбранной книги, включающую информацию о названии, авторе и жанре книги; основной проблеме произведения и ее актуальности; героях произведения и рекомендаций другим читателям.
Таким образом, количественный анализ показал, что полимодальный подход доказал свою эффективность в развитии навыков аудирования, тем не менее, он не показал значительного влияния на развитие навыков чтения.
Литература:
1. Chang, A.C.S. (2009). Gains to L2 listeners from reading while listening vs. listening only in comprehending short stories. System, 37(4), 652–663.
2. Jansen, A. (2019). Increasing leisure reading among university students using e-readers with audio. College & Research Libraries, 80(3), 356.
3. Woodall, B. (2010). Simultaneous listening and reading in ESL: Helping second language learners read (and enjoy reading) more efficiently. TESOL journal, 1(2), 186–205.
Прежде всего, аудиокнига в комплекте с текстом представляет собой полимодальный текст, который активизирует слуховой и зрительный каналы восприятия учащихся. Представление текста в аудиальной и визуальной модальностях одновременно позволяет воспринимать информацию параллельно и улучшает уровень ее понимания [Woodall 2010].
Стоит отметить, что аудиокнига способствует реализации взаимосвязанного обучения, так как одновременно развивает навыки чтения и аудирования. Взаимосвязанное обучение представляется перспективным, так как в нем закрепляется языковой материал и выполняются упражнения, целью которых является развитие общих умений. Более того, восприятие устной и письменной речи формирует знание звуко-графических соответствий.
Также, аудиокнига представляет собой электронный ресурс, с которым ученики взаимодействуют с помощью телефона, планшета или компьютера. Использование технологий повышает мотивацию учащихся к изучению языка [Jansen 2019]. Во время прослушивания аудиокниги, учащиеся улучшают концентрацию и воспринимают текст с большим интересом, благодаря звуковым эффектам [Chang 2009].
Следующим преимуществом является возможность персонализации обучения, что достигается за счет предоставления выбора книги, соответствующей интересам учащегося, и ее использования в удобное для него или нее время. В результате, происходит частичная адаптация учебного процесса под потребности ученика.
Кроме того, аудиокниги, представляющие произведения художественной литературы, обладают ценным социокультурным и лингвистическим материалом и являются образцом аутентичной звучащей речи.
Тем не менее, мы выявили недостаток методических рекомендаций по применению аудиокниг в дидактических целях в учебном процессе, а также отсутствие исследований о результатах их использования для обучения учащихся средней ступени в системе российского общего образования. Кроме того, данное исследование оценивает изменение навыков чтения и аудирования в отличии от многих других с фокусом на один из видов рецептивных навыков.
Эти факторы послужили основанием для проведения педагогического эксперимента (в течение 12 недель) с участием учеников 6-х классов в количестве 20 человек на базе «Академической гимназии №56» г. Санкт-Петербург.
Пробное обучение включало входное тестирование, использование аудиокниг в курсе «Домашнее чтение», промежуточное тестирование, итоговое тестирование и презентацию прочитанной книги. Учащиеся были разделены на две равные группы: участники экспериментальной группы (ЭГ) использовали аудиокниги для экстенсивного чтения, в то время как участники контрольной группы (КГ) использовали традиционное учебное пособие.
Все тестирования были проведены с помощью диагностического онлайн-теста по английскому языку еSELT 2. Он включает три раздела — аудирование, чтение, лексика и грамматика и предназначен для учащихся уровня (A1+).
Прежде всего, было проведено входное тестирование, которое показало, что учащиеся имеют невысокий уровень сформированности навыков чтения и аудирования.
Текущий контроль чтения ЭГ осуществлялся с помощью выполнения заданий, представленных после каждой главы произведения, а также дополнительно разработанной системы упражнений.
Промежуточное тестирование в КГ не выявило закономерных изменений в развитии навыков чтения и аудирования учащихся (в чтении значение медианы не изменилось и составило 41,7%; в аудировании значение медианы увеличилось на 2,5% и составило 62,5%). В ЭГ показало значительное улучшение навыков аудирования (значение медианы увеличилось на 15% и составило 67,5%) и небольшой рост в чтении (значение медианы выросло с 54,2% до 62,5%).
Итоговое тестирование показало общее повышение уровня сформированности рецептивных навыков в обеих группах. Однако полимодальное обучение в ЭГ заметно повлияло на навыки аудирования (значение медианы по сравнению с входным увеличилось на 30,5%), в то время как в КГ оно увеличилось на 7,5%. Что касается чтения, то в ЭГ значение медианы выросло на 16,8%, в то время как в КГ на 16,3%.
В конце экспериментального обучения ученики представили презентацию выбранной книги, включающую информацию о названии, авторе и жанре книги; основной проблеме произведения и ее актуальности; героях произведения и рекомендаций другим читателям.
Таким образом, количественный анализ показал, что полимодальный подход доказал свою эффективность в развитии навыков аудирования, тем не менее, он не показал значительного влияния на развитие навыков чтения.
Литература:
1. Chang, A.C.S. (2009). Gains to L2 listeners from reading while listening vs. listening only in comprehending short stories. System, 37(4), 652–663.
2. Jansen, A. (2019). Increasing leisure reading among university students using e-readers with audio. College & Research Libraries, 80(3), 356.
3. Woodall, B. (2010). Simultaneous listening and reading in ESL: Helping second language learners read (and enjoy reading) more efficiently. TESOL journal, 1(2), 186–205.