LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Эволюция образа отца в творчестве Юнаса Хассена Кемири

Марта Александровна Моркина
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

171
2023-03-17
19:40 - 20:00

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: шведская литература; постколониализм; фигура Отца; культурная идентичность; Кемири.
Key words: Swedish literature; postcolonialism; the figure of the Father; cultural identity; Khemiri.

Аннотация: В докладе прослеживается эволюция образа отца в четырёх романах Юнаса Хассена Кемири (шв. Jonas Hassen Khemiri) в период с 2003г. по 2018 гг. Сделан вывод о том, что отец произведениях Кемири превращается из слабого и кроткого в отсутствующего, что неизменно приводит к неуверенности и кризису самоидентичности главных героев.

Abstract: The report traces the evolution of the image of the Father in four novels by Jonas Hassen Khemiri from 2003 to 2018. It is concluded that the father in Khemiri’s novels has turned from weak and meek into an absent one, which invariably leads to the protagonists’ uncertainty and self-identity’s crisis.

Тезисы

Юнас Хассен Кемири (р. 1978, шв. Jonas Hassen Khemiri) является одним из самых популярных авторов современной Швеции. Особого внимания в творчестве писателя заслуживают образы родителей, в особенности становление образа отца. Как отмечает итальянский психоаналитик Луиджи Зойя (р. 1943, итал. Luigi Zoja) в своей работе «Отец: Исторический, психологический и культурный анализ» (2001), именно отец формирует концепцию и стратегию поведения индивида в обществе. Слабый или отсутствующий отец лишает ребенка жизненных ориентиров, вследствие чего во взрослом возрасте тот не способен определиться с собственными целями и моделью поведения. За 20 лет литературной деятельности Кемири отец в его произведениях превратился из слабого и кроткого в отсутствующего, что не могло не повлиять на самоидентичность его протагонистов.
В дебютном романе Кемири «На красном глазу» (2003, шв. Ett öga rött) [Khemiri 2003] мать главного героя Халима умерла, а отец не поддерживает поиски сыном культурной принадлежности. По мнению отца, главное для Халима — это хорошие оценки в школе и высокооплачиваемая работа в будущем, так как он по своему опыту знает, что мигранту, тем более без образования, можно рассчитывать только на работу продавца. Отец в романе довольно мягкий и кроткий, не способный, по мнению Халима, дать ему образец поведения «истинного» араба, который в воображения Халима неизменно представляется сильным и первым во всем. Не имея перед собой успешного в обществе отца, теряя уважение к нему из-за его унизительного положения, неспособности и нежелания дать отпор, не находя поддержки в поиске культурных корней, Халим утрачивает ориентир того, как ему следует выстраивать свою собственную линию поведения, оказывается среди аутсайдеров школы и начинает совершать социально неприемлемые действия.
Вторым крупным произведением Кемири стал роман «Монтекор: уникальный тигр» (2006, шв. Montecore: en unik tiger) [Khemiri 2006]. История начинается с того, что Юнас, вероятно, сам автор, только что окончивший свой первый роман, получает письмо от Кадира, который утверждает, что является другом детства пропавшего отца Юнаса — Аббаса, и предлагает вместе написать книгу о нем. Они начинают обмениваться письмами, в которых Кадир рассказывает о детстве Аббаса в Тунисе, его переезде в Швецию и пути к успеху. Юнас делится своими воспоминаниями об отце и своей юности, о пережитом опыте расизма в традиционной шведской культуре. Порой версии рассказчиков противоречат друг другу. Отец и сын считают друг друга предателями, во многом потому, что их точки зрения на значимость культурной принадлежность расходятся.
В романе «Всё, чего я не помню» (2015, шв. Allt jag inte minns) [Khemiri 2015] нарратор, так же обладающий чертами самого автора, хочет написать книгу о Самуэле, молодом человеке, который, как считается, покончил с собой. Разговаривая с его друзьями и любимой девушкой, нарратор надеется воссоздать последний день жизни Самуэля и понять, действительно ли он покончил с собой или это был несчастный случай. Самуэль представляется человеком, страстно жаждущим новых впечатлений, ищущим и сомневающимся. Отцу Самуэля посвящено буквально несколько строк в романе, из которых мы узнаем, что он был родом из Туниса, женился на шведской девушке — матери Самуэля, однако когда мальчику было 12 лет, родители развелись, отец исчез из жизни своих детей, впав в депрессию, и Самуэль перестал называть его отцом. Как и дебютный роман, «Всё, чего я не помню» являет читателю образ слабого отца, не способного дать образец поведения в обществе, вследствие чего Самуэль не знает, как строить свою жизнь, не может разобраться в своих интересах и мечется от одного увлечения к другому. Однако если в романе «На красном глазу» протагонист и отец приходят к взаимопониманию, то в романе «Всё, чего я не помню» отец вовсе отсутствует в жизни сына, что приводит к тому, что тот не умеет противостоять жизненным обстоятельствам и не знает своего собственного «я».
Судьбы протагонистов романа «Отцовский договор» (2018, шв. Pappaklausulen) [Khemiri 2018], которым даже не даны имена, оказываются удивительно схожи с судьбой Самуэля и его отца из романа «Всё, чего я не помню». Отец присутствовал в жизни мальчика до определенного времени и даже был хорошим отцом, но после развода он исчез и появлялся раз в несколько лет. Сын вырос неуверенным в себе, тщетно пытающимся найти свое место в жизни, увлекающимся чем-то новым, но никогда не доводящим ничего до конца. При этом всё, что он делает, совершается с целью заслужить одобрение отца, абсолютно равнодушного к сыну.
Итак, мы проследили эволюцию образа отца в творчестве Ю.Х. Кемири  от слабого, кроткого отца к отцу отсутствующему. На конкретных примерах было показано, как отсутствие сильной отцовской фигуры влияет на протагонистов: они тщетно пытаются получить как можно больше опыта, в надежде найти свое место, однако в отсутствии ориентиров сделать это оказывается очень сложно, что порой приводит к самым трагичным последствиям. При этом в более поздних произведениях, в отличие от ранних, герои, несмотря на иностранное происхождение, не испытывают кризиса культурной идентичности и выбирают шведскую культуру в качестве «ведущей», что объясняется тем, что они были в одиночку воспитаны шведскими матерями, однако все протагонисты сомневаются в выборе стратегии поведения в обществе и не могут добиться успеха в профессиональной деятельности.
Список литературы:
1) Зойя Л. Отец: Исторический, психологический и культурный анализ. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. 280с.
2)
Khemiri J. H. Ett öga rött. Stockholm: Nordstedts Förlag, 2003. 251s.
3)
Khemiri J. H. Montecore: en unik tiger. Stockholm: Nordstedts Förlag, 2006. 358s.
4)
Khemiri J. H.Allt jag inte minns. Stockholm: Albert Bonniers Förlag, 2015. 331s.
5) 
Khemiri J. H. Pappaklausulen. Stockholm: Albert Bonniers Förlag, 2018. 367s.