Афро-карибский бэкграунд в романе Нало Хопкинсон «Полуночный грабитель» / Afro-Caribbean Background in Nalo Hopkinson's Midnight Robber
Юлия Павловна Хорошевская
Докладчик
доцент
Ростовский государственный университет путей сообщения
Ростовский государственный университет путей сообщения
4-у
2023-03-15
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
постколониальная научная фантастика; афро-карибский фольклор; афрофутуризм; постчеловек; Нало Хопкинсон
postcolonial science fiction; Afro-Caribbean folklore; afrofuturism; posthuman; Nalo Hopkinson
postcolonial science fiction; Afro-Caribbean folklore; afrofuturism; posthuman; Nalo Hopkinson
Тезисы
БЕЗ ПУБЛИКАЦИИ
Нало Хопкинсон — современный автор карибского происхождения (род. 1960), в настоящее время живет и работает в Канаде, пишет на английском с примесью карибского креольского языка. Роман «Полуночный грабитель» (Midnight Robber, 2000) представляет собой оригинальную смесь научной фантастики, мифа и афро-карибского фольклора.
Отличительной чертой постколониальной научной фантастики становится сочетание и смешение в тексте мифологических, магических и научных элементов, с помощью которых авторы пытаются не только изобразить максимально полную картину мира во всей полноте его аспектов, но также объяснить причины и следствия происходящих событий. Магия, миф, духовность и религия не противоречат технологии, но представляют собой всего лишь разные способы достижения одних и тех же мечтаний и целей. Миф как форма повествования стремится к репрезентации архетипического или универсального значения излагаемой истории, поэтому мифологические структуры нередко используются авторами в попытке создать интертекстуальный диалог между мифологической и научной картинами мира.
С одной стороны, Хопкинсон в своем произведении рассказывает нам историю взросления девочки Тан-Тан, которой не посчастливилось быть дочерью, возможно, самых незрелых и эгоистичных людей на планете Туссент, населенной потомками переселенцев с Карибских островов. Этот внешний «житейский» уровень романа состоит из череды переломных событий: ссора родителей Тан-Тан и убийство матери отцом, переселение на планету-тюрьму, насилие отца над дочерью, убийство дочерью отца, ее побег и рождение ребенка от инцестуальной связи. Другое, мифологическое, измерение выводит повествование на уровень универсальных онтологических структур, придавая каждому событию романа архетипическое значение. Любовь Тан-Тан к карнавалу и маске Королевы разбойников, которую она носит в детстве на Туссенте, приводит к тому, что девочка сначала примеряет на себя ее личину, а потом и вовсе воплощается в этот фольклорный персонаж, становясь героиней волшебных историй. Сами истории, как выясняется в финале романа, сыну Тан-Тан рассказывает Granny Nanny — всемогущий ИИ планеты Туссент, придавая, таким образом, повествованию характеристики мифа о первопредках и сотворении мира.
Нало Хопкинсон — современный автор карибского происхождения (род. 1960), в настоящее время живет и работает в Канаде, пишет на английском с примесью карибского креольского языка. Роман «Полуночный грабитель» (Midnight Robber, 2000) представляет собой оригинальную смесь научной фантастики, мифа и афро-карибского фольклора.
Отличительной чертой постколониальной научной фантастики становится сочетание и смешение в тексте мифологических, магических и научных элементов, с помощью которых авторы пытаются не только изобразить максимально полную картину мира во всей полноте его аспектов, но также объяснить причины и следствия происходящих событий. Магия, миф, духовность и религия не противоречат технологии, но представляют собой всего лишь разные способы достижения одних и тех же мечтаний и целей. Миф как форма повествования стремится к репрезентации архетипического или универсального значения излагаемой истории, поэтому мифологические структуры нередко используются авторами в попытке создать интертекстуальный диалог между мифологической и научной картинами мира.
С одной стороны, Хопкинсон в своем произведении рассказывает нам историю взросления девочки Тан-Тан, которой не посчастливилось быть дочерью, возможно, самых незрелых и эгоистичных людей на планете Туссент, населенной потомками переселенцев с Карибских островов. Этот внешний «житейский» уровень романа состоит из череды переломных событий: ссора родителей Тан-Тан и убийство матери отцом, переселение на планету-тюрьму, насилие отца над дочерью, убийство дочерью отца, ее побег и рождение ребенка от инцестуальной связи. Другое, мифологическое, измерение выводит повествование на уровень универсальных онтологических структур, придавая каждому событию романа архетипическое значение. Любовь Тан-Тан к карнавалу и маске Королевы разбойников, которую она носит в детстве на Туссенте, приводит к тому, что девочка сначала примеряет на себя ее личину, а потом и вовсе воплощается в этот фольклорный персонаж, становясь героиней волшебных историй. Сами истории, как выясняется в финале романа, сыну Тан-Тан рассказывает Granny Nanny — всемогущий ИИ планеты Туссент, придавая, таким образом, повествованию характеристики мифа о первопредках и сотворении мира.