Репрезентация смерти в современных анимационных фильмах о блокаде Ленинграда: Теория восприятия сцены и понимания событий (SPECT) при анализе детской целевой аудитории Representation of Death in Contemporary Animated Movies about the Siege of Leningrad: T
Полина Михайловна Степанова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
243 Кинозал
2023-03-17
13:10 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: визуальное
повествование; психология развития; когнитивные исследования; анимационный
фильм; блокада Ленинграда
Keywords: visual narrative; developmental psychology; cognitive studies; animated movie; the siege of Leningrad
Keywords: visual narrative; developmental psychology; cognitive studies; animated movie; the siege of Leningrad
Тезисы
В ноябре 2022 г. в
Петербурге прошли экспериментальные показы анимационных фильмов альманаха
«Блокадные судьбы» (кинокомпания-производитель Гамма-фильм, автор сцен. В.
Михайлов, с 2019 г. по настоящее время) в восьми детских учебных заведениях
разного формата для аудитории от шести до четырнадцати лет. Перед каждым сеансом
проводились короткие интервью со зрителями: дети отвечали на вопросы о том, что
они знают о блокаде Ленинграда. После просмотров также проводились беседы с
аудиторией, во время которых дети отвечали на вопросы и задавали свои вопросы
создателям фильмов. Эти интервью и беседы, а также запись зрителей на камеру
(во время сеансов велась постоянная съёмка аудитории, в том числе крупных
планов маленьких зрителей), позволили провести анализ специфики восприятия детьми
фильмической реальности, в которой воссоздана картина блокадного Ленинграда с
визуальными образами людей, существующих в постоянной близости к смерти. Для
анализа были использованы методы, разработанные современной когнитивной
психологией. Приемы когнитивных исследований помогли актуализировать проблему
создания анимированного визуального образа в контексте его принадлежности
разным ментальным моделям. Теория восприятия и понимания событий (SPECT), разработанная группой английских
ученых [Loschky L.C., Larson A.M., Smith Tim
J., Magliano J.P. 2020],
стала базой для анализа реакций детской аудитории на репрезентацию смерти в
анимационных фильмах.
В рамках проекта были
представлены четыре фильма для аудитории 6+ (общий хронометраж показа — 28 минут)
и пять фильмов для аудитории 12+ (общий хронометраж показа — 49 минут).
Фильмы альманаха на
разных уровнях подключают как устойчивые образы блокады Ленинграда, так и
манипулируют современными визуальными контекстами хорошо знакомыми молодежной
аудитории, чтобы достичь необходимого эффекта погружения в трагичность
повествования. Например, фильм «Чужой хлеб» (реж. А. Бахурин) основан на
взаимодействии устойчивых образов блокады и техники прорисовки персонажей в
аниме эстетике, что дает возможность зрителям погрузиться в проблематику смерти
и голода через визуальный ряд узнаваемого современного контента. И. Евтеева в
фильме «Щелкунчик, пианино и венок из одуванчиков» соединяет авторскую технику
анимирования и работу актеров, так возникают подспудные отсылки к телесным
техникам детей в фильмах о блокаде Ленинграда (например, «Жила-была девочка», 1944,
реж. В. Эйсымонт), перцепция в этом случае провоцирует эмоцию через моторное
действие. В фильме «Кума» (реж. В. Васильев) главным героем становится
антропоморфная смерть, которая в кульминации фильма спасает жизнь главной
героине, маленькой девочке, пластика образа смерти связана с аскезой
иконографии, а внешний вид её отсылает к документальным кадрам последней
блокадной зимы.
В начальных кадрах
каждого фильма авторы используют устоявшиеся, давно сложившиеся образы
блокадного Ленинграда: кресты из полос белой бумаги на окнах, санки с мёртвым телом,
которые тянет за собой изнурённый горожанин, весы с нормой хлеба, занесённые
снегом пустые улицы города. Эти образы выступают в аудиальном пространстве,
наполненном характерными звуковыми элементами, такими как вой сирены или
сигналы тревоги перед обстрелом. Всё это общие места памяти о блокаде. Таким
образом, включается «широкий круг извлечения информации» [Loschky, Larson,
Smith, Magliano 2020: 320],
дети быстро считывают легкоузнаваемые образы, растиражированные в учебной
литературе.
На следующем этапе
подключается узкий круг извлечения информации пространство кадра
детализируется, автор даёт зрителю возможность рассмотреть мир главного героя
вблизи. Быт героя обладает набором конкретных маркеров и признаков: цветом,
формами, размерами. Современный маленький зритель сталкивается с фильмической
реальностью, в которой не все предметы поддаются мгновенному узнаванию.
Идентифицирование юным зрителем некоторых деталей быта середины ХХ в. (а
вместе с тем и соотнесение себя с героем) наталкивается здесь на препятствие, в
результате чего сохраняется определённая дистанция между зрителем и героями
фильма.
Процесс восприятия фильма
зрителем может быть волевым актом или произвольным, независящим от намерения
зрителя переживанием [Olenina
2020]. Если в первом случае зритель выбирает объект восприятия сознательно и
контролирует свои реакции, возникающие в момент понимания смыслов визуального
ряда, то во втором случае, при произвольном восприятии, в процессе участвует
бессознательное зрителя, и подключается некое предварительное («забытое» или
вытесненное) знание, которое помогает реципиенту обрабатывать образы,
выполненные с использованием шокирующих цветовых и звуковых решений [Эльзессер,
Хагенер 2016: 318]. Анализ поведения детей, их мимики и эмоциональных реакций,
которые они демонстрируют во время просмотра, выполненный с учетом возрастных и социальных категорий (последнее стало возможным благодаря
отдельным показам в учебных заведениях разного формата, предполагающих в том
числе социальное разделение детей), позволяет дифференцировать результаты
исследования.
Литература:
1. Эльзессер Т., Хагенер М. Теория кино. Глаз, эмоция, тело. СПб.: Сеанс, 2016.
2. Loschky L.C., Larson A.M., Smith Tim J., Magliano J.P. The Scene Perception & Event Comprehension Theory (SPECT) applied to visual narratives // Topics in Cognitive Science. 2020. № 12 (1). P. 311–351.
3. Olenina A.H. The Junctures of Child Psychology and Soviet Avant-Garde Film: Representation, Influences, Applications // A Companion to Soviet Children's Literature and Film. V. 2. Boston: Brill, 2020. P. 72–98.
Литература:
1. Эльзессер Т., Хагенер М. Теория кино. Глаз, эмоция, тело. СПб.: Сеанс, 2016.
2. Loschky L.C., Larson A.M., Smith Tim J., Magliano J.P. The Scene Perception & Event Comprehension Theory (SPECT) applied to visual narratives // Topics in Cognitive Science. 2020. № 12 (1). P. 311–351.
3. Olenina A.H. The Junctures of Child Psychology and Soviet Avant-Garde Film: Representation, Influences, Applications // A Companion to Soviet Children's Literature and Film. V. 2. Boston: Brill, 2020. P. 72–98.