Слияние фокусов повествовательных пространств при создании эмоционально-оценочного образа явлений действительности (на материале повести А.Архангельского «Русский иероглиф. История Инны Ли, рассказанная ею самой»)
Олеся Олеговна Лисова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
9 линия
2023-03-16
17:00 -
17:15
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: фокус, фон, когнитивные процессы, дефокусирование
Keywords: focus, background, cognitive processes, defocusing
В выступлении рассматриваются механизмы распределения читательского внимания в одном из эпизодов книги А.Н. Архангельского «Русский иероглиф. История Инны Ли, рассказанная ею самой».
The presentation discusses the mechanisms of distribution of reader's attention in one episode of the book by A.N. Arkhangelsky "Russian hieroglyph. The story of Inna Lee, told by herself.
Keywords: focus, background, cognitive processes, defocusing
В выступлении рассматриваются механизмы распределения читательского внимания в одном из эпизодов книги А.Н. Архангельского «Русский иероглиф. История Инны Ли, рассказанная ею самой».
The presentation discusses the mechanisms of distribution of reader's attention in one episode of the book by A.N. Arkhangelsky "Russian hieroglyph. The story of Inna Lee, told by herself.
Тезисы
В настоящее время актуальной исследовательской проблемой становится изучение когнитивных процессов, в частности — процесса распределения внимания в структуре художественного текста, что связано с выделением дихотомии «фигура–фон». Так, при чтении такого текста внимание читателя следует прежде всего за выделенными в нём событиями, помещёнными в фокус повествования. Однако художественный текст представляет собой не только набор событий, но и их взаимосвязь, которую читатель интерпретирует исходя из своих знаний о действительности. Каждый фрагмент читаемого текста, в котором господствует одно измерение - фигура, связывается с другим, и при этом не только с восприятием «фрагментов-фигур», но и с зонами дефокусирования, в которые включается как информация, полученная из ранее прочитанных фрагментов, так и экстралингвистическая информация. Зона дефокусирования становится таким образом пространством совмещения разных пластов информации, тем самым помогая читателю «сложить» смысл целого текста. В нашем выступлении рассматривается один из эпизодов книги А. Н. Архангельского «Русский иероглиф. История Инны Ли, рассказанная ею самой», в котором приведены воспоминания героини студенческих лет.Следует отметить, что композиция произведения организована как одновременный рассказ о событиях личной, семейной, социальной и исторической жизни, что позволяет выделить несколько пластов повествования, каждый со своим фокусом. Общая содержательная линия формируется как мена разных фокусов, при этом преодолевается линейность повествования: читатель следит за параллельно развивающимися событиями (в жизни героини, её семьи, страны), представленными дистантно расположенными эпизодами, а также за развитием мысли наблюдателя-комментатора. В некоторых фрагментах текста стратегия ведения параллельных линий повествования сменяется стратегией синтеза фокусов, то есть их слияния в одной кульминационной точке. Таким образом, зона формирования смыслов и интерпретации (ДеФ-зона) выходит для читателя на первый план. Рассмотрим такой пример.В рассказе о детских воспоминаниях Инна часто останавливается на предметах окружающего мира и своих перцептивных ощущениях — такой перцептивно-предметный фокус оказывается важным и в рассказе о студенческих годах.Однако параллельно с фокусом на «предмете» и «ощущениях» в воспоминаниях об университете вводится фокус, связанный с социальной жизнью факультета, подготавливая сообщение о дальнейших исторических событиях в Китае; а также фокус, выделяющий особую культурную обстановку дома героини, где устраивались вечера испанской культуры, что в некотором смысле определяло систему ценностей его обитателей того времени.Так в рассказе о студенческой жизни появляется три фокуса: перцептивно-предметный фокус, семейно-социальный фокус и фокус, сосредоточенный на внутреннем переживании – а затем три этих фокуса соединяются в одном эпизоде (дефокусной зоне), который становится своего рода композиционным введением для главы «Государственные яблочки»: «государственные» — это фокус на социальном, «яблочки» — предметный фокус и то, что героиня позволила себе их съесть — этический. Глава начинается с ретроспективного (по отношению к следующему повествованию) пассажа: героиня вспоминает о ситуации «до» поступления, говорит о том, как и почему оказалась в самой «буржуазной группе». Такая ретроспекция является введением в ситуацию «культурной революции», соединяет рассказ о студенческих годах с общесоцаильной ситуацией в Китае, то есть это эпизод смешения «личного» и «исторического» в композиционном пассаже-воспоминании.Обратимся к тексту: «К моменту поступления я уже немного знала испанский: целый год мы с Аллой занимались у кубинской журналистки (и бывшей актрисы) Мари и Офелии». Фрагмент вскрывает связь героини с иностранкой, то есть фокус сосредоточен на её «социальном окружении», что приводит к заключению: «Считалось, что это очень буржуазная, испорченная группа. Хотя на самом деле буржуазной и испорченной была только я» [Архангельский 2022: 57]. Таким образом, два параллельных фокуса предыдущих пассажей сливаются в одной точке, а затем к ним добавляется главный фокус — предметный. Акцент на предмете сопровождается нехарактерным для героини эмоциональным комментарием: «Кофе!!! Кошмар, испорченность!» [Архангельский 2022: 58]. Этот эпизод становится точкой слияния параллельных фокусов «социального», «внутреннего» и «предметного», в нем мы видим и иронию героини относительно того, как незначительные детали, предметы быта, могут стать в официальной оценке буржуазными преступлениями. Финальным штрихом этой части является воспоминание Инны о том, в чем она «покаялась»: « Я вспомнила случай, как мы с мамой в курортном районе ходили по какому-то государственному саду. И я там подобрала упавшие яблочки, позволила себе их съесть. Государственные яблочки съела. Так и написала» [Архангельский 2022: 58 - 59].Государственные яблочки, таким образом, становятся пространством смешения смыслов: предмет (яблочки), социальные явления (государственные) и характер героини (ее ирония по отношению к происходящему) — что подталкивает читателя не просто к линейному восприятию сменяющих друг друга фокусов, но и к синтезу и интерпретации прочитанного. Стратегия слияния параллельных фокусов выводит ДеФ-зону на передний план для читателя, а «государственные яблочки» становятся «зеркалом» описываемых исторических, социальных явлений, личных событий, и вбирают в себя сразу несколько коннотаций.