LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Концепт «деньги» в сфере специальной коммуникации

Алла Николаевна Стебунова
Докладчик
доцент
Донецкий национальный университет

204
2023-03-16
18:40 - 19:00

Ключевые слова, аннотация

Когнитивно-информационная структура; концепт; термин; номинация.
В работе описаны структурные и когнитивные особенности наименований, представляющих концепт «деньги» в сфере специальной коммуникации.

Тезисы

Среди процессов, характеризующих в последние десятилетия русскую экономическую терминологию, отмечается рост частотности употребления многих наименований, появление в русском языке большого числа новых экономических номинаций, значительное расширение спектра лексико-грамматической сочетаемости многих экономических терминов с другими терминами и словами общелитературного языка. Основополагающим для нашего исследования явилось представление о термине как «особой когнитивно-информационной структуре, в которой аккумулируется выраженное в конкретной языковой форме профессионально — научное знание, накопленное человечеством за весь период его существования» [Володина 2000: 30]. Когнитивно-информационные структуры терминов, содержащие общую сему «деньги», образуют в специальной сфере коммуникации общий концепт «Деньги». Не ставя своей целью обзор многочисленных на сегодня работ, содержащих определение того, что такое концепт, отметим, что в качестве рабочего принимается следующее его толкование: «концепт — это содержательная сторона словесного знака, за которой стоит понятие (т. е. идея, фиксирующая существенные «умопостигаемые» свойства реалии и явлении, а также отношения между ними), принадлежащее умственной, духовной или жизненно важной материальной сфере существования человека, выработанное и закрепленное общественным опытом народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально и субъективно осмысляемое и — через ступень такого осмысления — соотносимое с другими понятиями, ближайшими с ним связанными или, во многих случаях, ему противопоставляемыми» [Шведова 2004: 29]. Анализ языковых средств выражения концепта «деньги» в сфере специальной коммуникации показал, что структура данного концепта достаточно сложна, она включает в себя ряд субконцептов, связанных друг с другом различными отношениями. Общее представление об организации концепта «Деньги» дает определение понятия «деньги», предлагаемое «Словарем современных экономических и правовых терминов»: «Деньги — это особый товар, предназначенный служить всеобщим эквивалентом, условным измерителем стоимости любого товара, выступать в форме самостоятельной меновой стоимости и меры труда; бумажные и металлические знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже; капитал; совокупность активов при совершении сделок; единица учета». Исходя из представлений о концепте «деньги», задаваемых перечисленными функциями, в его структуре можно выделить следующие субконцепты: «Деньги: Стоимость (рыночная стоимость, страховая. стоимость); Цена (договорная цена, заключительная цена); Виды выплат и платежей (ставка, процент, ссуда, кредит); Денежные суммы (взнос, выручка, доход); Документы о денежных суммах и выплатах (чек, вексель); Денежные единицы (рубль, купюра);Накопления (сбережения, вклад, счет, активы); Действия по отношению к деньгам (инвестирование, инкассация, перевод денег); Место по отношению к деньгам (рынок, банк, касса ); Человек по отношению к деньгам (инкассатор, вкладчик, банкир, продавец)» и др. Результаты проведенного структурного анализа свидетельствуют, что чаще всего видовые признаки исследуемого концепта выражаются атрибутом-прилагательным, включенным в структурную модель «прилагательное (П) + существительное (С)»: стандартные деньги, банковские деньги, отступные деньги, депонированные деньги. По этой модели образована большая часть анализируемых номинаций. Ядро концепта «деньги» наряду с однословной лексемой деньги репрезентируют термины денежная единица и денежные знаки, выражающие концепт «деньги» в чистом виде. Околоядерная зона и периферия концепта условно делится на четыре сегмента, которым в плане выражения соответствуют четыре ЛСГ: «Деньги как мера стоимости», «Деньги как средство обращения», «Деньги как средство платежа» и «Деньги как средство накопления и сбережения». ЛСГ «Деньги как мера стоимости» репрезентируется номинациями, выражающими общий когнитивный признак «деньги с точки зрения их покупательной способности». Этот признак конкретизируется семами «устойчивость» и «стабильность»: стабильные деньги, устойчивые деньги, а также: реальные деньги, твердые деньги. Когнитивный признак повышения покупательной способности денег отражен в метафорических терминах «дорогие» деньги, легкие деньги, а ее понижения – в терминах «дешевые» деньги, «тяжелые» деньги, деревянные деньги ЛСГ «Деньги как средство обращения» включает наибольшее число терминов, отражающих функцию денег в качестве посредствующего звена в процессе товарообмена. Данная группа отражает общие, нейтральные знания о деньгах как средстве обмена и репрезентируется терминами, выражающими прежде всего представление о форме денег, находящихся в обращении: бумажные деньги, металлические деньги, «пластиковые деньги», наличные деньги, безналичные деньги. ЛСГ «Деньги как средство платежа» объединяет термины с когнитивной доминантой «средство оплаты приобретенного товара». Деньги в функции средства платежа прежде всего предстают как необходимый компонент разнообразных операций купли-продажи. Обслуживают эти операции законные деньги, которые могут функционировать в виде мелких, разменных, бумажных неразменных, цифровых, чековых и электронных денег. В последнюю из анализируемых микросистем — ЛСГ «Деньги как средство накопления и сбережения»  входят наименования, отражающие в эксплицитной или имплицитной форме когнитивную доминанту «деньги как средство сохранения стоимости»: денежные накопления, денежные средства и т.п. Таким образом, проведенное исследование показало, что концепт «деньги» в сфере специальной коммуникации представлен многочисленными номинациями, отражающими роль и функции денег в современном мире.
Литература:
1.Володина М.Н. Когнитивно-информационная природа термина (на материале терминологии средств массовой информации). — М.,2000. — 127 с.
2. Шведова Н.Ю. Понимание и определение концепта// Проспект. Русский идеографический словарь (Мир человека и человек в окружающем его мире)/Под ред. Н.Ю. Шведовой. — М., 2004. — 1015 с.