Концепт «деньги» в сфере специальной коммуникации
Алла Николаевна Стебунова
Докладчик
доцент
Донецкий национальный университет
Донецкий национальный университет
204
2023-03-16
18:40 -
19:00
Ключевые слова, аннотация
Когнитивно-информационная структура; концепт; термин; номинация.
В работе описаны структурные и когнитивные особенности наименований, представляющих концепт «деньги» в сфере специальной коммуникации.
В работе описаны структурные и когнитивные особенности наименований, представляющих концепт «деньги» в сфере специальной коммуникации.
Тезисы
Среди процессов, характеризующих в
последние десятилетия русскую экономическую терминологию, отмечается рост
частотности употребления многих наименований, появление в русском языке
большого числа новых экономических номинаций, значительное расширение спектра
лексико-грамматической сочетаемости многих экономических терминов с другими
терминами и словами общелитературного языка.
Основополагающим для нашего исследования явилось
представление о термине как «особой когнитивно-информационной структуре, в
которой аккумулируется выраженное в конкретной языковой форме профессионально — научное знание, накопленное человечеством за весь период его существования»
[Володина 2000: 30].
Когнитивно-информационные структуры терминов, содержащие
общую сему «деньги», образуют в специальной сфере коммуникации общий концепт
«Деньги». Не ставя своей целью обзор многочисленных на сегодня работ, содержащих
определение того, что такое концепт, отметим, что в качестве рабочего принимается
следующее его толкование: «концепт — это содержательная сторона словесного знака, за
которой стоит понятие (т. е. идея, фиксирующая существенные «умопостигаемые»
свойства реалии и явлении, а также отношения между ними), принадлежащее
умственной, духовной или жизненно важной материальной сфере существования
человека, выработанное и закрепленное общественным опытом народа, имеющее в его
жизни исторические корни, социально и субъективно осмысляемое и — через ступень такого осмысления — соотносимое с другими понятиями, ближайшими с ним связанными или, во многих случаях, ему
противопоставляемыми» [Шведова 2004: 29].
Анализ языковых средств выражения концепта «деньги» в сфере специальной
коммуникации показал, что структура данного концепта достаточно сложна, она
включает в себя ряд субконцептов, связанных друг с другом различными отношениями.
Общее представление об организации концепта «Деньги» дает определение понятия
«деньги», предлагаемое «Словарем современных экономических и правовых терминов»:
«Деньги — это особый товар, предназначенный
служить всеобщим эквивалентом, условным измерителем стоимости любого товара,
выступать в форме самостоятельной меновой стоимости и меры труда; бумажные и
металлические знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже; капитал;
совокупность активов при совершении сделок; единица учета».
Исходя из представлений о концепте «деньги», задаваемых перечисленными
функциями, в его структуре можно выделить следующие субконцепты: «Деньги: Стоимость
(рыночная стоимость, страховая. стоимость); Цена (договорная цена, заключительная цена); Виды выплат и платежей (ставка, процент, ссуда, кредит); Денежные суммы (взнос, выручка, доход); Документы
о денежных суммах и выплатах (чек, вексель); Денежные единицы (рубль,
купюра);Накопления (сбережения, вклад, счет, активы); Действия по отношению к деньгам
(инвестирование, инкассация, перевод денег); Место по отношению к деньгам (рынок, банк, касса ); Человек по
отношению к деньгам (инкассатор, вкладчик, банкир, продавец)» и др.
Результаты проведенного
структурного анализа свидетельствуют, что чаще всего видовые признаки
исследуемого концепта выражаются атрибутом-прилагательным, включенным в
структурную модель «прилагательное (П) + существительное (С)»: стандартные
деньги, банковские деньги, отступные деньги, депонированные деньги. По этой
модели образована большая часть анализируемых номинаций.
Ядро концепта «деньги» наряду с однословной лексемой деньги
репрезентируют термины денежная единица и денежные знаки, выражающие
концепт «деньги» в чистом виде.
Околоядерная зона и периферия
концепта условно делится на четыре сегмента, которым в плане выражения
соответствуют четыре ЛСГ: «Деньги как
мера стоимости», «Деньги как средство обращения», «Деньги как средство платежа»
и «Деньги как средство накопления и сбережения».
ЛСГ «Деньги как мера стоимости» репрезентируется номинациями,
выражающими общий когнитивный признак «деньги с точки зрения их покупательной
способности». Этот признак конкретизируется семами «устойчивость» и
«стабильность»: стабильные деньги, устойчивые деньги, а также: реальные
деньги, твердые деньги. Когнитивный признак повышения покупательной
способности денег отражен в метафорических терминах «дорогие» деньги, легкие
деньги, а ее понижения – в терминах «дешевые» деньги, «тяжелые» деньги,
деревянные деньги
ЛСГ «Деньги как средство обращения» включает наибольшее число
терминов, отражающих функцию денег в
качестве посредствующего звена в процессе товарообмена. Данная группа отражает общие,
нейтральные знания о деньгах как средстве обмена и репрезентируется терминами,
выражающими прежде всего представление о форме денег, находящихся в обращении: бумажные
деньги, металлические деньги, «пластиковые деньги», наличные деньги,
безналичные деньги.
ЛСГ «Деньги как средство платежа» объединяет
термины с когнитивной доминантой «средство оплаты приобретенного товара».
Деньги в функции средства платежа прежде всего предстают как необходимый
компонент разнообразных операций купли-продажи. Обслуживают эти операции законные
деньги, которые могут функционировать в виде мелких, разменных, бумажных
неразменных, цифровых, чековых и электронных денег.
В последнюю из анализируемых
микросистем — ЛСГ «Деньги
как средство накопления и сбережения» — входят наименования, отражающие в
эксплицитной или имплицитной форме когнитивную доминанту «деньги как средство
сохранения стоимости»: денежные накопления, денежные средства и
т.п.
Таким
образом, проведенное исследование показало, что концепт «деньги» в сфере
специальной коммуникации представлен многочисленными номинациями, отражающими
роль и функции денег в современном мире.
Литература:
1.Володина М.Н. Когнитивно-информационная природа термина (на материале терминологии средств массовой информации). — М.,2000. — 127 с.
2. Шведова Н.Ю. Понимание и определение концепта// Проспект. Русский идеографический словарь (Мир человека и человек в окружающем его мире)/Под ред. Н.Ю. Шведовой. — М., 2004. — 1015 с.
Литература:
1.Володина М.Н. Когнитивно-информационная природа термина (на материале терминологии средств массовой информации). — М.,2000. — 127 с.
2. Шведова Н.Ю. Понимание и определение концепта// Проспект. Русский идеографический словарь (Мир человека и человек в окружающем его мире)/Под ред. Н.Ю. Шведовой. — М., 2004. — 1015 с.