LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Траектории памяти в контексте культурно-политических трендов. На примере игровых фильмов (2010-2020) / Trajectories of Historical Memory within the Context of Cultural Policy Trends. Based on the Examples of Feature Films (2010-2020)

Нина Александровна Кочеляева
Докладчик
заведующий отделом
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

25
2023-03-18
16:20 - 16:50

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова. Историческая память; культурная политика; кино
Аннотация. Доклад посвящен взаимодействию исторической памяти и культурной политики, которое исследуется на примере игровых фильмов 2010–2020-х гг. 
Key words. Historical memory; cultural policy; cinema
Abstract. The presentation summarized aspects of interaction between historical memory and cultural policy, which is studied on the example of feature films of the 20102020s.

Тезисы

Настоящий доклад представляет собой попытку систематизировать и обобщить предварительные наблюдения, касающиеся теоретико-методологических подходов к исследованию антропологии памяти в игровом кино после 2010 г. Это касается фильмов, которые экранизируют исторические события, то есть некую историческую реальность. Однако, круг фильмов, которые отображают изменения в интерпретации тех или иных событий много шире, поэтому в этот круг мы также включали и неочевидные картины. Эти наблюдения будут выстраиваться в нескольких направлениях. Первое, о чем следует говорить, это предмет исследования, то есть та источниковая база, которая будет служить нам основанием и опорой нашего исследования, а именно игровые картины, в которых «схвачены» или имплицитно присутствуют те или иные тенденции, связанные с общим изменением культурной политики. Естественным вытекающим итогом этого направления станет предварительная типология аудиовизуальных произведений, которые будут рассматриваться в докладе в качестве эмпирического материала. Второе, на что, следует обратить внимание, — это объект исследования, а именно изменчивость траекторий исторической памяти в определенном культурно-политическом контексте, в котором задумывались и снимались фильмы. Третье — это теоретико-методологические подходы к исследованию антропологии памяти в игровом кино. Четвертое — это оценка причудливых траекторий, а иногда и кульбитов исторической памяти, которые возникают в контексте изменений направлений и приоритетов культурной политики.
Часть 1. Кино как источник памяти.
Опираясь на довольно внушительный круг игровых фильмов, которые были созданы после 2010 года, при их отборе и составлении их предварительной типологии мы руководствовались несколькими критериями: 1) наличие сюжета, связанного с историей и ее интерпретацией; 2) наличие в известном историческом сюжете новых интерпретаций, обусловленных влиянием новых тенденций культурной политики; 3) наличие сюжета, связанного с интерпретацией «трудных» мест памяти; 4) наличие признаков влияния новых культурно-политических тенденций в фильмах, где исторический сюжет не является основным, но действие развивается в «исторических декорациях». Особо следует оговорить, что мы не рассматриваем произведения, которые фиксируют изменения и повороты культурной политики, но не имеющие хоть сколько-нибудь заметного исторического сюжета или канвы. В качестве примера приведу sci-fi драму индийского режиссера из Кералы Кришненду Калеша «Угощение Ястреба» (2022), которая хотя и работает с социальными паттернами, такие как угнетение мигрантов, претензия и эксплуатация тела женщины, нарастающий феминизм и др., впрямую не обращается к историческим сюжетам или исторической канве, хотя она и присутствует не очень явно как в заданных обстоятельствах — пилот сбрасывает ядерную бомбу и прячется в джунглях, где выстраивает свою иерархию взаимоотношений с окружающими людьми, так и в явных коннотациях, заимствованных из фильмов Жоржа Мельеса, Гильермо дель Торо, Хайяо Миядзаки и Андрея Тарковского. Но это требует иных подходов и, пожалуй, более тонких подходов к исследованию.
Таким образом, можно выделить следующие направления в типологии фильмов: 1) картины, связанные с нациестроительством или иными историческими событиями, которые повлияли на ход истории определенного государства (Курманжан Датка, 2014, Кыргызстан, реж. Садык Шер Нияз; Трон / Sado, Южная Корея, 2015, реж. Ли Джун Ик; Сардар Удам / Sardar Udham, Индия, реж. Шуджит Сиркар, 2021); 2) картины, в которых отчетливо высвечивается роль тех социальных групп, значение которым ранее не придавалось в такой степени (Скрытые фигуры / Hidden Figures, США, реж. Теодор Мелфи, 2016, возникшая на волне движения «Black lives matter»); 3) здесь необходимо выделить несколько подгрупп: a. Холокост (Ида / Ida, реж. Павел Павликовский, Польша-Дания-Франция-Великобритания, 2013, Рай, реж. Андрон Кончаловский, Россия-Германия, 2016 и многие др.); b. политические репрессии в широком страновом контексте (Боковой ветер / Risttuules / In the Crosswind, реж. Мартин Хелде, Эстония, 2014, Экскаватор / Pokeurein / Fork Lane, реж. Ли Джу-Хуон, Южная Корея, 2017, Иван Денисович, реж. Глеб Панфилов, Россия, 2021 и др.); c. память конфликтных, постконфликтных и разделенных сообществ (Богоматерь Нильская / Our Lady of Nile / Notre-Dame du Nil, реж. Атик Рахими, Франция-Бельгия-Руанда-Монако, 2019, Генерал О / Soldier's Mementos / Ojang gunui baltob, реж. Ким Дже-хан, Южная Корея, 2018, Дорогие товарищи, реж. Андрон Кончаловский, Россия, 2020 и др.); 4) наиболее интересным кейсом здесь видятся экранизации детективов Агаты Кристи британо-ирландского реж. Кеннета Чарльза Брана «Убийство в восточном экспрессе» (2017) и «Смерть на Ниле» (2020).
Часть 2. Культурно-политический контекст и его влияние на создание.
Рассматриваются закономерности, связанные с влиянием тенденций культурной политики, которые выражены в принятии новых норм для создания фильма, его участия на кинофестивалях (напр., квотирование, гендерная репрезентативность, представленность меньшинств и др.).
Часть 3. Теория и метод. Как исследовать память в игровом кино.
Эта часть будет сосредоточена на методологии исследования памяти, отраженной в работах М. Хальбвакс [Хальбвакс 2006], Е. Зерубавеля [Zerubavel 2003], Л. Репина[Репина 2014] и др.) и ее применимости к аудиовизуальным произведениям игрового характера, а также ликвидности памяти в контексте культурной политики.
Часть 4. Сплетенные параллели: кино, память и культурная политика.
В этой части будут представлены основные выводы касающиеся взаимодействия этих аспектов социальной жизни человека.
Литература:
Репина Л.П. Социальные кризисы и катаклизмы в исторической памяти: теория и практика исследований // Труды Отделения историко-филологических наук РАН. 2008–2013 год. М.: Наука, 2014. — С. 206–231.
Хальбвакс, Морис. Социальные рамки памяти. — М.: Новое издательство, 2007.
Zerubavel E. Time Maps. Collective Memory and the Social Shape of the Past. — Chicago, 2003.