LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Функции рассказчика-ребенка в современной англоязычной прозе/The functions of a child narrator in modern English-language prose

Наталия Николаевна Николина
Докладчик
старший преподаватель
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина

4-у
2023-03-15
14:00 - 14:30

Ключевые слова, аннотация

Нарратология; рассказчик-ребенок; остранение; неовикторианский роман.
Narratology; narrator-child; defamiliarization; neo-Victorian novel.

Автор рассматривает романы с рассказчиками-детьми, чтобы определить, для чего они используются. Помимо интереса к миру детства и нарративных экспериментов, причины могут быть следующими: создание комического эффекта и эффекта остранения, обеспечение новой точки зрения в привычном жанре и деконструкция образа ребенка.
The author examines novels with child narrators to determine what tha latter are used for. In addition to the interest in the world of childhood and narrative experiments, the reasons may be as follows: creating a comic effect and the effect of defamiliarization, providing a new point of view in the genre and deconstructing the image of the child.

Тезисы

Увеличение в современной англоязычной литературе числа произведений, рассчитанных на взрослую аудиторию, где рассказчиком является маленький ребенок, неизбежно ведет к возникновению вопроса: почему авторы прибегают к использованию рассказчиков-детей, раскрывая порой через их точку зрения совсем не детские темы? В первую очередь, все более частое появление произведений, рассказанных от лица ребенка или подростка, может свидетельствовать об определенном повороте в литературе. Отмечается, что во второй половине XX в. происходит «значительный отход от представления о ребенке как символе, мечте или продукте принятия желаемого за действительное и эротических желаний взрослых, в сторону репрезентативных попыток запечатлеть внутренние качества ребенка, его точку зрения, его голос, его язык, его ритмы» [Morgado 1998: 207]. Обращение к рассказчику-ребенку при этом может быть неким нарративным экспериментом. Начиная со второй половины XX в. увеличивается число необычных рассказчиков, которые могут принимать как человеческие, так и нечеловеческие формы. Изучением подобных рассказчиков занимается неестественная нарратология, или нарратология неестественных повествований. Исследователи в рамках данного направления выделяют такого рассказчика, как маленький ребенок, а также более частный случай: «невероятно красноречивый ребенок» [Richardson 2006]. Повествование от лица такого ребенка считается ненадежным, а сам рассказчик  фиктивным [Richardson 2006: 103]. Автор, используя такого рассказчика, отходит от традиционного подхода, согласно которому рассказчик должен говорит так, «как можно было бы ожидать от такой фигуры в реальном мире» [там же]. Однако создание таких романов как  «Загадочное ночное убийство собаки» Марка Хэддона (2003), «Комната» Эммы Донохью (2010), «Флоренс и Джайлс» Джона Хардинга (2010) объясняется не только интересом к миру детства и внутреннему миру ребенка или экспериментами со способом повествования. В заявленном романе М. Хэддона повествование ведется от лица пятнадцатилетнего подростка Кристофера, который отличается от сверстников особенностями развития. Безусловно, автор пытается смоделировать и показать читателю отличающееся от его собственного мировосприятие Кристофера (которое не всегда так уж и сильно отличается). Но, помимо этого, с помощью такого рассказчика достигается эффект остранения: когнитивный разрыв между аудиторией и главными героями «приглашает читателей увидеть свой собственный мир в новом свете» [Caracciolo 2002: 193]. Наблюдения Кристофера могут быть «непреднамеренно смешными» [там же: 195], в том смысле, что он не намеревается шутить, его наблюдения забавны для читателя, но не для самого героя. Юмор в данном случае выступает как прием остранения, «передавая повседневный опыт таким образом, что он не соответствует нашим ожиданиям» [там же: 196]. Подобный эффект остранения достигается и в романе Э. Донохью, где рассказчик — пятилетний мальчик Джек. Его детский взгляд на мир, усиленный отсутствием у него опыта жизни в привычном читателю мире, позволяет нам его переосмыслить. Однако остраняюший эффект в данном романе  является, скорее, второстепенным. На первый взгляд «Комната» — типичная в рамках жанра триллера история молодой женщины и ее ребенка, несколько лет находившихся в заточении маньяка. Однако автор сосредотачивает свое внимание на мальчике, пытаясь предположить, как жизнь в заточении, а также тот факт, что ребенок является свидетелем совершаемого насилия, могут влиять на детское мировосприятие. Кроме того, использование рассказчика-ребенка в «Комнате» является новым подходом и позволяет автору, во-первых, рассказать историю о насилии, отойдя от клише произведений, посвященных подобной проблематике; во-вторых, смягчить ее. Двенадцатилетняя Флоренс является рассказчицей в романе Дж. Хардинга. Некоторые исследователи считают роман одним из неовикторианских, где викторианство и его образы, в том числе образ ребенка, деконструируются. «Неовикторианский роман играет с представлениями читателя, касающимися как гендерных представлений, так и поэтики викторианского романа, согласно которой титульный герой, особенно ребенок и женщина, являлся объектом авторской симпатии» [Илунина 2021: 98]. Так и происходит в романе Хардинга: рассказчица, который мы сочувствуем и верим, в итоге оказывается не жертвой, а самым настоящим злодеем. Роман тем самым разрушает идею детской невинности и пересматривает образ ребенка как пассивного инструмента в руках взрослых: Флоренс добивается своего, устраняя на своем пути всех, кто может ей помешать. Таким образом, использование рассказчика-ребенка в современных англоязычных романах может свидетельствовать о возрастающем интересе к реальному миру детства или же о нарративных экспериментах писателей. Кроме этого, рассказчик-ребенок может быть использован для достижения комического эффекта и эффекта остранения. Такой рассказчик также позволяет по-новому рассказать популярную в своем жанре историю и смягчить ее, а также деконструировать образ ребенка (также в рамках определенного жанра).
Литература
1. Илунина А.А. Трансформация образов ребенка и женщины в неовикторианском романе (на материале романов Джона Хардинга «Флоренс и Джайлс» и Питера Акройда «Процесс Элизабет Кри») // Litera. 2021. №3. С. 93–101.
2. Caracciolo M. Two Child Narrators: Defamiliarization, Empathy, and Reader-Response in Mark Haddon’s The Curious Incident and Emma Donoghue’s Room // Semiotica. 2014. Vol. 202. P. 183–205.
3. Morgado M. The Season of Play: Constructions of the Child in the English Novel / Children in Culture: Approaches to Childhood / Ed. by K. Lesnik-Oberstein. Houndmills, Basingstoke: Macmillan, 1998. P. 204–230.
4. Richardson B. Unnatural voices: Extreme Narration in Modern and Contemporary Fiction. Columbus: Ohio State Univ. Press, 2006. 166 p.