LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Об опыте реализации курса, совмещающего изучение английского языка для специальных целей (ESP) и приобретение навыков конструирования единиц урока для студентов языковых факультетов, специализирующихся на методике обучения иностранным языкам

Екатерина Васильевна Андреева
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет

412
2023-03-15
10:00 - 10:20

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: реализация курса ESP; языковые факультеты; интегративный подход.
Аннотация: в данной статье обосновывается необходимость выделить и отдельно описать процесс структурирования и ключевые характеристики курса ESP для студентов языковых специальностей, изучающих методику обучения иностранному языку. Основное внимание в работе уделено характерным особенностям лингвистических и методических блоков описываемого курса. Особый акцент сделан на опыте реализации курса с подробным описанием внедрения методических блоков и описания предложенных в рамках этих блоков упражнений. Данная тема является особенно актуальной, поскольку такой курс с одной стороны позволяет реализовать интегративный подход в выстраивании профессиональной подготовки студентов-методистов, с другой стороны помогает студентам расширить свой кругозор в рамках профессионального обучения и подготовиться к работе в неязыковом вузе. Такой курс также может быть использован в рамках программ повышения квалификации.

Тезисы

Подход ESP используется в двух основных направлениях: академическое (для сдачи экзаменов при поступлении в иностранные вузы) и обучение будущих специалистов самых различных областей (право, медицина, технические специальности, биология и проч.). Большинство исследований [Джонс:2001, Эванс:1998] направлены на изучение конструирования и реализации курсов ESP при обучении студентов неязыковых вузов. Мы предлагаем третье, особое направление — обучение ESP студентов-методистов языковых факультетов с возможностью сразу опробовать свои силы в разработке собственных материалов. Особое отличие данного курса заключается в том, что его слушатели  будущие преподаватели иностранных языков, поэтому курс обладает двухуровневой структурой: работа с лингвистическим материалом и работа с уровнем методическим, где студентам предлагается ознакомиться с некоторыми теоретическими аспектами методики, такими как методы и система упражнений в рамках подхода ESP и представить свои разработки. Курс был разработан и реализован в рамках программы магистратуры, специализирующейся на методике обучения иностранным языкам, лексическим фокусом освоения курса была тематика «История искусств». Методическим фокусом стала работа с методами и системой упражнений и разработкой фрагмента урока в рамках выбранного метода. Данный курс предоставляет дополнительную возможность практиковать иностранный язык, количество часов на изучение которого в магистратуре ограничено, и в то же время даёт возможность усвоить новые знания в методике обучения иностранным языкам и применить их на практике, это особенно ценно для студентов, не имеющих образования уровня бакалавриата по специальности «обучение иностранным языкам и культурам». Сочетание вышеуказанных характеристик курса делает его особо привлекательным. Включение методических блоков происходит в середине и в конце курса. В середине курса студентам предлагается ознакомиться с описаниями методов обучения иностранным языкам (коммуникативный, прямой, аудиолингвальный, кооперативный/консультативный), в частности ознакомиться с историей метода, доказательствами его эффективности, особенностями применения. В качестве отчёта об усвоении материала студенты производят презентацию одного из методов, выделяя его ключевые характеристики, далее предоставляют фрагмент урока для своих одногруппников в рамках выбранного метода на одну из пройденных в первой части семестра тем. Данный курс хорошо сочетается с курсом общей методики и другими узконаправленными предметами и во многом дополняет их. В качестве итоговой аттестации студенты подробнее знакомятся с темой «система упражнений» и предоставляют методическую разработку, в которой выстраивают план юнита по одной из пройденных в рамках семестра тем, в пояснительной записке раскрывая целесообразность именно такой схемы упражнений (отдельно ко всему прочему проводится и лексический тест). Мы предлагаем данный курс, состоящий из двух блоков ESP и двух методических блоков для использования с любой тематикой, мы также предлагаем не ограничивать студентов английским языком в рамках своих разработок, предоставляя им возможность использовать тот язык, с которым они будут работать в будущем, формируя у них портфолио планов уроков и методических разработок. Мы считаем важным описание опыта реализации данного курса, поскольку включение такого курса в программу соответствует цели реализации интегративного подхода при выстраивании программы магистратуры и способствует формированию компетенций ПКП 1 и ПКП 2. Также, согласно проведенному среди студентов опросу, они высоко оценивают эффективность курса для усвоения не только новой лексики и знаний об истории искусств, но и тем, связанных с методикой, поскольку имеют возможность проработать их на практике. Студенты также выше оценивают свою готовность работать в неязыковом вузе после прохождения данного курса. Курс также может найти широкое применение в рамках ДПО и курсов повышения квалификации для преподавателей иностранных языков.
Список литературы:
1. Dudley-Evans T., St John M.J. Developments in English for Specific Purposes. A multi-disciplinary approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
2. Johns A. M., Price-Machado D. English for Specific Purposes (ESP): Tailoring Courses to Students Needs and to the Outside World. In M. Celce-Murcia (Ed.), Teaching English as a Second or Foreign Language. Heinle & Heinle, London, 2001