Об опыте реализации курса, совмещающего изучение английского языка для специальных целей (ESP) и приобретение навыков конструирования единиц урока для студентов языковых факультетов, специализирующихся на методике обучения иностранным языкам
Екатерина Васильевна Андреева
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
412
2023-03-15
10:00 -
10:20
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: реализация курса ESP; языковые факультеты; интегративный подход.
Аннотация: в данной статье обосновывается необходимость выделить и отдельно описать процесс структурирования и ключевые характеристики курса ESP для студентов языковых специальностей, изучающих методику обучения иностранному языку. Основное внимание в работе уделено характерным особенностям лингвистических и методических блоков описываемого курса. Особый акцент сделан на опыте реализации курса с подробным описанием внедрения методических блоков и описания предложенных в рамках этих блоков упражнений. Данная тема является особенно актуальной, поскольку такой курс с одной стороны позволяет реализовать интегративный подход в выстраивании профессиональной подготовки студентов-методистов, с другой стороны помогает студентам расширить свой кругозор в рамках профессионального обучения и подготовиться к работе в неязыковом вузе. Такой курс также может быть использован в рамках программ повышения квалификации.
Аннотация: в данной статье обосновывается необходимость выделить и отдельно описать процесс структурирования и ключевые характеристики курса ESP для студентов языковых специальностей, изучающих методику обучения иностранному языку. Основное внимание в работе уделено характерным особенностям лингвистических и методических блоков описываемого курса. Особый акцент сделан на опыте реализации курса с подробным описанием внедрения методических блоков и описания предложенных в рамках этих блоков упражнений. Данная тема является особенно актуальной, поскольку такой курс с одной стороны позволяет реализовать интегративный подход в выстраивании профессиональной подготовки студентов-методистов, с другой стороны помогает студентам расширить свой кругозор в рамках профессионального обучения и подготовиться к работе в неязыковом вузе. Такой курс также может быть использован в рамках программ повышения квалификации.
Тезисы
Подход ESP используется в двух основных
направлениях: академическое (для сдачи экзаменов при поступлении в иностранные
вузы) и обучение будущих специалистов самых различных областей (право,
медицина, технические специальности, биология и проч.). Большинство исследований
[Джонс:2001, Эванс:1998] направлены на изучение конструирования и реализации
курсов ESP при обучении студентов
неязыковых вузов. Мы предлагаем третье, особое направление — обучение ESP студентов-методистов языковых
факультетов с возможностью сразу опробовать свои силы в разработке собственных
материалов. Особое отличие данного курса заключается в том, что его слушатели — будущие преподаватели иностранных языков, поэтому курс обладает двухуровневой
структурой: работа с лингвистическим материалом и работа с уровнем
методическим, где студентам предлагается ознакомиться с некоторыми
теоретическими аспектами методики, такими как методы и система упражнений в
рамках подхода ESP
и представить свои разработки.
Курс был разработан и реализован в рамках
программы магистратуры, специализирующейся на методике обучения иностранным
языкам, лексическим фокусом освоения курса была тематика «История искусств». Методическим
фокусом стала работа с методами и системой упражнений и разработкой фрагмента
урока в рамках выбранного метода. Данный курс предоставляет дополнительную
возможность практиковать иностранный язык, количество часов на изучение которого
в магистратуре ограничено, и в то же время даёт возможность усвоить новые
знания в методике обучения иностранным языкам и применить их на практике, это
особенно ценно для студентов, не имеющих образования уровня бакалавриата по
специальности «обучение иностранным языкам и культурам». Сочетание
вышеуказанных характеристик курса делает его особо привлекательным.
Включение методических блоков происходит
в середине и в конце курса. В середине курса студентам предлагается
ознакомиться с описаниями методов обучения иностранным языкам (коммуникативный,
прямой, аудиолингвальный, кооперативный/консультативный), в частности
ознакомиться с историей метода, доказательствами его эффективности,
особенностями применения. В качестве отчёта об усвоении материала студенты
производят презентацию одного из методов, выделяя его ключевые характеристики,
далее предоставляют фрагмент урока для своих одногруппников в рамках выбранного
метода на одну из пройденных в первой части семестра тем. Данный курс хорошо
сочетается с курсом общей методики и другими узконаправленными предметами и во
многом дополняет их. В качестве итоговой аттестации студенты подробнее
знакомятся с темой «система упражнений» и предоставляют методическую
разработку, в которой выстраивают план юнита по одной из пройденных в рамках
семестра тем, в пояснительной записке раскрывая целесообразность именно такой
схемы упражнений (отдельно ко всему прочему проводится и лексический тест).
Мы предлагаем данный курс, состоящий из
двух блоков ESP
и двух методических блоков для использования с любой тематикой, мы также
предлагаем не ограничивать студентов английским языком в рамках своих
разработок, предоставляя им возможность использовать тот язык, с которым они
будут работать в будущем, формируя у них портфолио планов уроков и методических
разработок. Мы считаем важным описание опыта реализации данного курса,
поскольку включение такого курса в программу соответствует цели реализации
интегративного подхода при выстраивании программы магистратуры и способствует
формированию компетенций ПКП 1 и ПКП 2. Также, согласно проведенному среди студентов опросу,
они высоко оценивают эффективность курса для усвоения не только новой лексики и
знаний об истории искусств, но и тем, связанных с методикой, поскольку имеют
возможность проработать их на практике. Студенты также выше оценивают свою
готовность работать в неязыковом вузе после прохождения данного курса. Курс
также может найти широкое применение в рамках ДПО и курсов повышения
квалификации для преподавателей иностранных языков.
Список литературы:
1. Dudley-Evans T., St John M.J. Developments in English for Specific Purposes. A multi-disciplinary approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
2. Johns A. M., Price-Machado D. English for Specific Purposes (ESP): Tailoring Courses to Students Needs and to the Outside World. In M. Celce-Murcia (Ed.), Teaching English as a Second or Foreign Language. Heinle & Heinle, London, 2001
Список литературы:
1. Dudley-Evans T., St John M.J. Developments in English for Specific Purposes. A multi-disciplinary approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
2. Johns A. M., Price-Machado D. English for Specific Purposes (ESP): Tailoring Courses to Students Needs and to the Outside World. In M. Celce-Murcia (Ed.), Teaching English as a Second or Foreign Language. Heinle & Heinle, London, 2001