Рекурсивный нарратив в современном документальном кино
Всеволод Вячеславович Коршунов
Докладчик
доцент
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
243 Кинозал
2023-03-16
14:30 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Ключевые
слова: документальное кино; нарратив; кинодраматургия; рекурсия; текст в тексте
Keywords: documentary film; narrative; recursion; mise en abyme; text within a text
Аннотация:
Доклад посвящен феномену first person documentary и его рекурсивной структуре.
Abstract:
The report is devoted to the first person documentary phenomenon and its recursive structure.
Keywords: documentary film; narrative; recursion; mise en abyme; text within a text
Аннотация:
Доклад посвящен феномену first person documentary и его рекурсивной структуре.
Abstract:
The report is devoted to the first person documentary phenomenon and its recursive structure.
Тезисы
Документальное кино показывает что угодно, но только не реальность. Этот парадоксальный тезис стал лейтмотивом двух важных индустриальных событий 2022 года в мире кино — неигровой лаборатории LetsDOC и международного документального фестиваля «Флаэртиана». Конкурсанты, гости, эксперты стали участниками дискуссий о том, способно ли неигровое кино в принципе фиксировать жизнь как таковую, нужна ли действительность современной киноиндустрии и готовы ли зрители к внутренней работе по разграничению реальности и ее экранной имитации.
Одни из самых острых обсуждений велись по поводу усиления позиций формата I-movie или first person documentary — типа фильмов, в которых авторы разворачивают камеру на самих себя [Дерикот 2019]. Можно интерпретировать это как одну из форм зацикленности на себе человека XXI в., можно увидеть в этом подтверждение тезиса об исповедальном характере современной культуры, а можно разглядеть поиск максимально правдивой, честной, прозрачной документалистики. Именно формат I-movie позволяет режиссерам наиболее точно и ясно показывать реальность. На первый взгляд, видимая, ощутимая, откровенно предъявляемая зрителю режиссерская оптика является дополнительным барьером между фактом реальности и реципиентом. Однако всё с точностью до наоборот — first person documentary эти барьеры последовательно снимает.
Увидеть эту непростую и неочевидную работу формата I-movie с реальностью позволяет категория рекурсивного нарратива. Под рекурсивным нарративом в этом исследовании понимается вложенность одной части повествования в другую, а также совокупность приемов, с этой системой вложений связанная. Такой тип нарратива обычно описывается разными терминами с размытыми границами: mise en abyme, текст в тексте, рамочная композиция, геральдическая конструкция, метаповествование. Важный вклад в разграничение этих категорий был внесен Л.Е. Муравьевой [Муравьева 2013], которая предложила внятный принцип их дифференциации: «[Редупликация] не обязательно сводится к построениям с „удвоением кода“, таким как картина в картине или рассказ в рассказе. Аналогичность предполагается не формальная (между одинаковыми медиальными формами), а субстанциональная (вторичное воспроизведение события, ситуации или иного элемента истории наряду с удвоением всего текстового кода или функции). В этом заключается главное отличие редупликации от текста-в-тексте, который опирается на сочетание кодов, не связанных между собой отношением подобия» [Муравьева 2016: 46]. Следует оговориться, что в рамках данной работы мы ограничимся вторым значением — системой перемещений по нарративным уровням и переключений нарративных инстанций.
Преимущество термина «рекурсивный нарратив» по отношению к кинематографии нам видится в том, что он позволяет использовать универсальную научную категорию «рекурсия», применяемую в различных дисциплинах от математики до лингвистики, для обозначения всего многообразия форм и приемов, связанных с системой вложений на разных уровнях фильма — как повествования, так и действия, изображения, звука и т. д.
В современной документалистике можно увидеть три типа рекурсивных сдвигов:
1. От диегезиса (истории) к экзегезису (повествованию): фильм разворачивается в режиме обнаружения наррации. Как правило, в классической кинодраматургии сам факт повествования и существование автора тщательно скрывают за иллюзией «экрана как замочной скважины». Теперь же экранное действие периодически возвращается к нарративной рамке: «Я автор, и я рассказываю эту историю».
2. От экстрадиегетического (первой ступени наррации, собственно повествования) к интрадиегитическому (второй ступени наррации, рассказу в рассказе) [Женетт 1998]: «Я автор, и я рассказываю о том, как я рассказываю эту историю».
3. От гетеродиегетического (автор находится вне поля повествования) к гомодиегетическому (автор находится внутри поля повествования): «Я автор, и я рассказываю о том, как я рассказываю историю про себя».
Таким образом, автор оказывается внутри фильма, меняя свою привычную функцию:
А. Автор становится героем фильма («Экспорт Рэймонда», 2010, Ф. Розенталь; «Фукунаси», 2022, Ж. Сандо)
B. Автор становится фокальным персонажем (термин Ж. Женетта), точкой, из которой исходит нарративная перспектива («Citizenfour: правда Сноудена», 2014, Л. Пойтрас; «Как спасти мертвого друга», 2022, М. Сыроечковская)
C. Автор становится осевым персонажем (термин Л. Эгри), инициатором и организатором экранного события («Акт убийства», 2012, Дж. Оппенхаймер; «Куда бы еще вторгнуться», 2015, М. Мур)
D. Автор становится метаповествователем, погружающим зрителя в механику создания фильма («Истории, которые мы рассказываем», 2012, С. Полли; «Монета страны Малави», 2022, А. Федорченко)
E. Автор становится антагонистом, оппонентом героя («Семейное дело», 2015, Т. Фассарт; «Кто тебя победил никто», 2022, Л. Аркус)
Часто документалисты прибегают к металепсису: переключают нарративные уровни, совмещают последующую и одновременную наррацию (по Ж. Женетту), сводят и разводят фигуры повествующего и повествуемого Я (по В. Шмиду), играют с модальностями неигрового кино (по Б. Николсу).
И всё это для того чтобы провозгласить: кино не в силах показать объективную реальность, потому что каждый автор неумолимо накладывает на нее фильтр своего восприятия. Единственный способ быть честным со зрителем — продемонстрировать ему эти фильтры, а для этого нужно включить в фильм самого себя.
Литература:
Дерикот, Н. Что такое I-movie и зачем люди снимают кино про самих себя / Н. Дерикот. — Текст : электронный // Нож : [сайт]. 2019. — URL: https://knife.media/i-movie/?ysclid=lckvb71wnf972857152 (дата обращения: 06.01.2023).
Жерар, Ж. Фигуры. В 2-х томах. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998.
Муравьева, Л. Mise en abyme: нарративная дистанция // Вестник ННГУ. 2013. № 4–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mise-en-abyme-narrativnaya-distantsiya (дата обращения: 06.01.2023).
Муравьева, Л. Редупликация (mise en abyme) и текст-в-тексте // Новый филологический вестник. 2016. № 2 (37). С. 42–51.