LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Специфика пунктуационного оформления стихотворений Г. Р. Державина / Features of punctuation of poems by G. R. Derzhavin

Александр Александрович Лебедев
Докладчик
доцент
Петрозаводский государственный университет

онлайн
2023-03-17
18:00 - 18:15

Ключевые слова, аннотация

Аннотация Доклад посвящен анализу пунктуационных различий в оформлении стихотворных текстов Г. Р. Державина в разных изданиях и учету влияния таких различий на формирование определенных типов синтаксических конструкций и, как следствие, на восприятие текста читателем.  

Ключевые слова: поэтический синтаксис, пунктуация, Г. Р. Державин, диахроническая риторика  

Abstract The report is devoted to the analysis of punctuation differences in the design of poetic texts by G. R. Derzhavin in different editions and to the influence of such differences on the formation of certain types of syntactic constructions and, as a result, on the perception of the text by the reader.  

Keywords: poetic syntax, punctuation, G. R. Derzhavin, diachronic rhetoric

Тезисы

Гаврила Романович Державин — тот автор, который преодолел инерцию тяжеловесного классицистического слога и сумел воплотить в собственном творчестве лучшее из отечественной словесности своего времени. Литературное наследие поэта охватывает без малого половину века (1770-1816) — и именно в эти годы в России формируются новые формы словесности, создается современный русский литературный язык. Поэтические произведения Державина - неотъемлемая составляющая данного процесса, и притом составляющая активная, повлиявшая на формирование литературного языка. От юности до смерти Державин воплощал в себе образ поэта, полностью отданного творчеству, фиксировал собственные искания в стихотворных произведениях.
Однако современному читателю не в полной мере знакомо всё то колоссальное литературное наследие, которое осталось после Державина. Этому есть целый ряд причин, и одна из них — изменения, вносимые в тексты поэта с учетом актуальных требований орфографии и пунктуации. При этом поэтические тексты Державина еще в XIX в. были зафиксированы в Полном научном собрании сочинений автора, которое подготовил Яков Грот. Современные же издания, опираясь в целом на традицию Я. Грота, не всегда способны учесть неотъемлемую составляющую наследия автора — орфографическое и пунктуационное оформление текста. В изданиях последних лет авторская пунктуация зачастую искажается, и это способно негативно сказываться на восприятии текста, так как лишь в случае сохранения авторской пунктуации можно говорить о полноценном восприятии литературных текстов именно в таком виде, в каком их создавал автор.
Работа выполнена с опорой на материалы, полученные в Петрозаводском государственном университете при подготовке ресурса «Полное собрание художественных сочинений Г. Р. Державина: Электронное научное издание» (под руководством Н. И. Соболева), а также в ходе работы над проектом по гранту Российского научного фонда № 22-28-00991 «Поэтический синтаксис русского языка XVIII века в риторическом аспекте» (руководитель Н. В. Патроева).
Для анализа пунктуационных различий были задействованы четыре издания: прижизненный сборник Г. Р. Державина «Анакреонтические песни» 1804 года [Державин 1804], полное научное собрание сочинений Державина, подготовленное Я. Гротом [Сочинения Державина 1864-1883], а также издания XX века [Державин 1957], [Державин 1985].
В докладе последовательно рассматриваются разные вариативные знаки препинания, встречающиеся в поэтическом творчестве Г. Р. Державина:
1. Знаки препинания в конце предложений - варианты в данной позиции связаны, как правило, либо с разбиением сложного бессоюзного предложения на два простых, либо, напротив, с объединением двух предложений в одно.
2. Запятая — вариативность данного знака препинания возникает преимущественно при однородных членах предложения, а также в уточняющих оборотах и при обособлении одиночных деепричастий.
3. Двоеточие — в ряде изданий наблюдается последовательная замена двоеточия на запятую, причем в тех случаях, когда это не требуется правилами русского языка.
4. Тире — многофункциональный знак, который зачастую игнорируется при подготовке современных собраний сочинений, что может повлечь за собой изменение общего смысла предложения (например, сравним три варианта постановки знаков препинания в разных источниках: «Сыплютъ искры — снѣгъ и камень // Подъ стопами у меня.» [Сочинения Державина 1864-1883], «Сыплют искры, снег и камень // Под стопами у меня.» [Державин 1957], «Сыплют искры снег и камень // Под стопами у меня» [Державин 1985]).
В ходе анализа специфики пунктуационного оформления текстов Г. Р. Державина в разных изданиях учитывалось влияние пунктуации на формирование определенных средств речевой выразительности в контексте собственно риторического воздействия на читателя стихотворного текста. Полученные в ходе исследования сведения позволяют сделать вывод о том, что разные издания стихотворных текстов Г. Р. Державина предусматривают различное пунктуационное оформление определенных контекстов, что отражается на восприятии стихотворных произведений читателем. В этом случае на первый план выходит традиционное противоборство тенденций: с одной стороны, к сохранению авторской пунктуации; с другой - к соблюдению правил и норм современного русского языка. При этом некоторая небрежность в постановке знаков препинания, характерная для некоторых современных изданий стихотворных текстов, еще больше затрудняет, усложняет, искажает восприятие литературного наследия Г. Р. Державина.

Литература:

1) Державин Г. Р. Сборник Анакреонтические песни. – Пг.  : [печатано в тип. Шнора], 1804. Цит. по URL: http://derzhavin.petrsu.ru/site/lyricpoets
2) Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. – СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864-1883. Т. 1-3. Цит. по URL: http://derzhavin.petrsu.ru/site/lyricpoets
3) Державин Г. Р. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1957. 469 с.
4) Державин Г. Р. Сочинения / Сост., биограф. очерк и коммент. И. И. Подольской. М.: Правда, 1985. 576 с.