«Петербургский текст» в жанре поэтической видеоимпровизации
Алексей Олегович Филимонов
Докладчик
Boston College
124
2023-03-16
17:30 -
17:50
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова:
поэзия; петербургский текст; видеоимпровизация; авангард; фольклор
poetry; Petersburg text; video improvisation; avant-garde; folklore
Аннотация:
Доклад посвящён эстетическому феномену поэтической видеоимпровизации и её диалогу с «петербургским текстом», обретающим черты видеотекста. Сочиняемое стихотворение разворачивается на фоне памятников и исторических мест, а также в диалоге с произведениями о Петербурге, прежде всего «Египетскими ночами» А. Пушкина, где явлен образ итальянца-импровизатора.
The report is devoted to the aesthetic phenomenon of poetic video improvisation and its dialogue with the "Petersburg text", which acquires the features of a video text. The composed poem unfolds against the backdrop of monuments and historical places, as well as in dialogue with works about St. Petersburg, primarily "Egyptian Nights" by A. Pushkin, where the image of an Italian improviser is revealed.
поэзия; петербургский текст; видеоимпровизация; авангард; фольклор
poetry; Petersburg text; video improvisation; avant-garde; folklore
Аннотация:
Доклад посвящён эстетическому феномену поэтической видеоимпровизации и её диалогу с «петербургским текстом», обретающим черты видеотекста. Сочиняемое стихотворение разворачивается на фоне памятников и исторических мест, а также в диалоге с произведениями о Петербурге, прежде всего «Египетскими ночами» А. Пушкина, где явлен образ итальянца-импровизатора.
The report is devoted to the aesthetic phenomenon of poetic video improvisation and its dialogue with the "Petersburg text", which acquires the features of a video text. The composed poem unfolds against the backdrop of monuments and historical places, as well as in dialogue with works about St. Petersburg, primarily "Egyptian Nights" by A. Pushkin, where the image of an Italian improviser is revealed.
Тезисы
Нам кажется, что стихи
на бумаге сочинялись всегда, однако были времена, когда лирический экстаз побуждал
человека выражать свои чувства без возможности зафиксировать их. Сегодня мы
обращаемся к фольклорной архаике сочинительства, запечатлев авангардистский процесс
рождения стихотворения на видеокамеру, когда происходит «сверхчувственное
прозрение мира при нашем внутреннем участии [Набоков 2000: 484]».
Можно ли такие стихотворения перенести на бумагу и предъявить им требования, как к привычному тексту? Кто является соавтором стихов, написанных в особом пространстве Петербурга? Возможно, это некий творец, вместе с Петром Великим создававший образ города, гений места, чьё духовное сотворчество отображено в граните, бронзе, на полотнах художниках, в произведениях музыки и литературы. Импровизация персонажа А. Пушкина из «Египетских ночей» продолжается как видеотекст, где присутствует окружающий мир, как запечатлеваемый, так незримо оказывающий влияние на снимающего. Рождается особое состояние, попытка слиться с миром и создание барьера от полного растворения и потери осмысленной речи. Это внезапно воскрешаемая тяжба между Дионисом и Аполлоном, мифологическими героями Петрополя. Однако сама гармонизация звуков в стихи не лишена драматизма, «подобно тому как «аполлоновскому» противостоит «дионисийское», так и в самом «аполлоновском» немало внутренних соблазнов, которые в более глубоком смысле можно было бы понимать как некоторую из своих собственных корней произрастающую двойственность, хорошо известную определенному типу поэтов и их поэзии и позволяющую, кажется, понимать ее как своего рода индукцию «дионисийского» начала в «аполлоновском» пространстве [Топоров 2004: 89]».
Окружающее пространство является карнавальным, ибо оно участвует в создании мерцающей лишней речи, меняя свои свойства. Всё вокруг — это умирающий миг времени, материя в стадии распадка, Нарцисс, не узнающий себя в отражении. Это карнавал вечной осени даже весной. «Лишь поскольку гений в акте художественного порождения сливается с тем Первохудожником мира, он и знает кое-что о вечной сущности искусства, ибо в этом последнем состоянии он чудесным образом уподобляется жуткому образу сказки, умеющему оборачивать глаза и смотреть на самого себя; теперь он в одно и то же время субъект и объект, в одно и то же время поэт, актёр и зритель [Ницше 2013: 39]». Зрительные образы сливаются с символическими, так, кроны подлинных деревьев словно нашептывают слова и напоминают о древе мира, проходящем через Санкт-Петербург.
На первый взгляд, видеоипровизация обладает всеми чертами обычного стихотворения. В ней могут быть перекрёстные и парная рифмовка, мужские, женские и дактиллические рифмы. Однако задача создать сразу, без паузы законченное стихотворение мобилизует сочинителя, стихотворение может показаться слишком абстрактным или наоборот чересчур простым для привычного восприятия. Эпитеты требуют раздумий, поэтому определения в мимолетном стихотворении могут быть гротескными или стёртыми. Анжамбеманы являются выходом в том случае, если не получается закончить строфу. При переносе стиха на бумагу теряется ощущение пристального взгляда извне глазка видеокамеры. Голос, звучащий со стороны или в сознании диктует интонацию и позволяет сгладить неточную рифму. Происходит эффект второго сочинения, расшифровки, часто приходится вслушиваться и вспоминать мимолётный замысел, где условно рифмуется «я» сегодняшнее с «я» прежним. При изменении знаков препинания существенно меняется смысл, решается задача расслышать первоначальную речь.
Сочиняемые мгновенно стихи имеют свою систему ограничений и относительную свободу от привычных табу. «В реальном же движении текстов максимальное «расшатывание» запретов на одном уровне сопровождается максимальным соблюдением их на другом [Лотман 1972: 95]». Так вырабатывается новый язык «быстрого» мышления с неологизмами. Рождается кронописьмо видеоимпровизации — от слов Кронос, ограничивающего начала, крона небесного древа и письмо (также кроновязь, кронопоэтика). Новые слова говорят об ином языке, отражении событий другим «я», полностью неразгаданным, за маской которого скрывается авторское и внеперсональное начало одновременно. Поэт идёт по стопам Евгения из «Медного всадника» и преследуем Первостроителем, вопрошая о том же, о чём задавались вопросы в течение трёх веков. Сегодня это осуществляется с помощью видеозаписи, где языку вопрошающего негласно ответствует Медный кумир. Это драматический диалог при многих свидетелях, не воспринимающих сути происходящего, отчасти проявленный в лирическом отрывке, побуждающий перелагать на человеческий голос речь города, которая не умолкает ни на мгновение. Видеоимпровизация — пограничный жанр маргинального пространства, чей автор — персонаж творческих грёз в той же мере, в какой он является человеком своего времени.
1. Лотман М.Ю. Анализ поэтического текста. Структура стиха. — Л.: Просвещение. 1972. – 272 с.
2. Набоков В.В. Владимир. Дар // Собр. соч. русского периода: В 5 т. СПб.: «Симпозиум», 2000. Т. 4. — 784 с.
3. Ницше Фридрих. Рождение трагедии из духа музыки // Малое собр. соч. СПб.: Азбука, азбука-Аттикус. 2013. — 1056 с.
4. Топоров В.Н. Из истории петербургского аполлинизма: его золотые дни и его крушение. — М.: ОГИ, 2004. — 264 с.
Можно ли такие стихотворения перенести на бумагу и предъявить им требования, как к привычному тексту? Кто является соавтором стихов, написанных в особом пространстве Петербурга? Возможно, это некий творец, вместе с Петром Великим создававший образ города, гений места, чьё духовное сотворчество отображено в граните, бронзе, на полотнах художниках, в произведениях музыки и литературы. Импровизация персонажа А. Пушкина из «Египетских ночей» продолжается как видеотекст, где присутствует окружающий мир, как запечатлеваемый, так незримо оказывающий влияние на снимающего. Рождается особое состояние, попытка слиться с миром и создание барьера от полного растворения и потери осмысленной речи. Это внезапно воскрешаемая тяжба между Дионисом и Аполлоном, мифологическими героями Петрополя. Однако сама гармонизация звуков в стихи не лишена драматизма, «подобно тому как «аполлоновскому» противостоит «дионисийское», так и в самом «аполлоновском» немало внутренних соблазнов, которые в более глубоком смысле можно было бы понимать как некоторую из своих собственных корней произрастающую двойственность, хорошо известную определенному типу поэтов и их поэзии и позволяющую, кажется, понимать ее как своего рода индукцию «дионисийского» начала в «аполлоновском» пространстве [Топоров 2004: 89]».
Окружающее пространство является карнавальным, ибо оно участвует в создании мерцающей лишней речи, меняя свои свойства. Всё вокруг — это умирающий миг времени, материя в стадии распадка, Нарцисс, не узнающий себя в отражении. Это карнавал вечной осени даже весной. «Лишь поскольку гений в акте художественного порождения сливается с тем Первохудожником мира, он и знает кое-что о вечной сущности искусства, ибо в этом последнем состоянии он чудесным образом уподобляется жуткому образу сказки, умеющему оборачивать глаза и смотреть на самого себя; теперь он в одно и то же время субъект и объект, в одно и то же время поэт, актёр и зритель [Ницше 2013: 39]». Зрительные образы сливаются с символическими, так, кроны подлинных деревьев словно нашептывают слова и напоминают о древе мира, проходящем через Санкт-Петербург.
На первый взгляд, видеоипровизация обладает всеми чертами обычного стихотворения. В ней могут быть перекрёстные и парная рифмовка, мужские, женские и дактиллические рифмы. Однако задача создать сразу, без паузы законченное стихотворение мобилизует сочинителя, стихотворение может показаться слишком абстрактным или наоборот чересчур простым для привычного восприятия. Эпитеты требуют раздумий, поэтому определения в мимолетном стихотворении могут быть гротескными или стёртыми. Анжамбеманы являются выходом в том случае, если не получается закончить строфу. При переносе стиха на бумагу теряется ощущение пристального взгляда извне глазка видеокамеры. Голос, звучащий со стороны или в сознании диктует интонацию и позволяет сгладить неточную рифму. Происходит эффект второго сочинения, расшифровки, часто приходится вслушиваться и вспоминать мимолётный замысел, где условно рифмуется «я» сегодняшнее с «я» прежним. При изменении знаков препинания существенно меняется смысл, решается задача расслышать первоначальную речь.
Сочиняемые мгновенно стихи имеют свою систему ограничений и относительную свободу от привычных табу. «В реальном же движении текстов максимальное «расшатывание» запретов на одном уровне сопровождается максимальным соблюдением их на другом [Лотман 1972: 95]». Так вырабатывается новый язык «быстрого» мышления с неологизмами. Рождается кронописьмо видеоимпровизации — от слов Кронос, ограничивающего начала, крона небесного древа и письмо (также кроновязь, кронопоэтика). Новые слова говорят об ином языке, отражении событий другим «я», полностью неразгаданным, за маской которого скрывается авторское и внеперсональное начало одновременно. Поэт идёт по стопам Евгения из «Медного всадника» и преследуем Первостроителем, вопрошая о том же, о чём задавались вопросы в течение трёх веков. Сегодня это осуществляется с помощью видеозаписи, где языку вопрошающего негласно ответствует Медный кумир. Это драматический диалог при многих свидетелях, не воспринимающих сути происходящего, отчасти проявленный в лирическом отрывке, побуждающий перелагать на человеческий голос речь города, которая не умолкает ни на мгновение. Видеоимпровизация — пограничный жанр маргинального пространства, чей автор — персонаж творческих грёз в той же мере, в какой он является человеком своего времени.
1. Лотман М.Ю. Анализ поэтического текста. Структура стиха. — Л.: Просвещение. 1972. – 272 с.
2. Набоков В.В. Владимир. Дар // Собр. соч. русского периода: В 5 т. СПб.: «Симпозиум», 2000. Т. 4. — 784 с.
3. Ницше Фридрих. Рождение трагедии из духа музыки // Малое собр. соч. СПб.: Азбука, азбука-Аттикус. 2013. — 1056 с.
4. Топоров В.Н. Из истории петербургского аполлинизма: его золотые дни и его крушение. — М.: ОГИ, 2004. — 264 с.