LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Факторы невербального восприятия преподавателей студентами: гарвардские исследования.

Герман Владиславович Ильин
Докладчик
ГБОУ Лицей №384 Кировского района

184
2023-03-20
17:10 - 17:25

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: невербальное восприятие; техника преподавания; гарвардские исследования
Keywords: non-verbal perception; teaching technique; Harvard studies
Аннотация: В работе рассматриваются факторы восприятия студентами невербального поведения преподавателей. Проанализировано исследование гарвардских ученых относительно скорости оценки качественных невербальных характеристик преподавателей исходя из  наблюдений студентов. Сформулированы выводы относительно важности визуальной составляющей в процессе изучения иностранных языков.
Abstract: The paper discusses the factors of students' perception of non-verbal behavior of teachers. A study by Harvard scientists on the speed of assessing the quality non-verbal characteristics  of teachers based on students' observations  is analyzed. Conclusions are formulated regarding the importance of the visual component in the process of learning foreign languages.

Тезисы

В современной системе единого мироустройства, изучение языков — это та необходимость, без который нельзя представить образованного человека. Но более важно не то, какой язык ты изучаешь, а как происходит образовательный процесс. Одной из основных проблем, о которых говорят педагоги, является отсутствие вовлеченности и мотивации учащихся. В мире постоянных и всепроникающих технологий и потребности в мгновенном внимании, часто обучающиеся теряют интерес к занятиям. Роль преподавателя заключается в мотивации, то есть, действию или процессу предоставления кому-либо причины сделать что-либо, а также вовлечении обучаемых в образовательный процесс, в связи с этим, возрастает значение умений самопрезентации педагога.
Форма подачи материала опосредует формирование впечатления о педагоге, что является важнейшим человеческим умением, а также непременным условием социальной жизни. Современные исследования показывают, что 65% информации транслируется посредством невербальных способов коммуникации, таких как: жесты, позиция тела относительно собеседника, скорость речи и другие [Вольская Н.Н: 208]. Невербальные способы передачи информации имеют под собой различные функции, но выполняют идентичные задачи — создание атмосферы доброжелательности, облегчение взаимопонимания между участниками коммуникативного процесса. Осознание важности данного аспекта образовательного процесса представителями педагогического ремесла поспособствует более успешной интеграции в мир языка и культуры изучаемых стран.
Педагогов можно представить в виде дихотомической классификации по степени направленности учебного процесса: одни больше заботятся о методике обучения, другие о содержании преподаваемой дисциплины. Многие университетские преподаватели отдают предпочтение содержательной части. Они считают себя лишь "транспортом" для переноса знаний в мозг своих слушателей. У таких преподавателей материал становится сухим набором фактов, что напрямую влияет на заинтересованность студентов в усердном изучении материала.
В 1993 г. гарвардскими преподавателями Налини Амбади и Робертом Розенталем было проведено исследование, которое заключалось в предсказании студентами эффективности работы преподавателей на основе не интерактивных наблюдений. Исследование строилось на представленных ранее метааналитических данных, демонстрирующих способность людей формировать точные впечатления о других, основываясь только на запечатленном поведении. Спорность данного исследования вызвана скоростью, понадобившейся оценщикам — 6 секунд.
Сначала студентам были показаны короткие десятисекундные ролики без звука, на которых 13 преподавателей вели свои лекции. По итогам просмотренных кусочков оценщики давали качественную характеристику работы преподавателей, по следующим критериям: активность, внимательность, эмпатия, компетентность, уверенность, доминантность, честность, восторженность, беспокойность, оптимистичность, поддержка.  В дальнейшем время оценивания сократили до 6 секунд [Ambadi, Rosenthal: 433].
Определение характерных черт в работе преподавателей осуществлялось посредством  считывания невербальной информации. Оценщики акцентировали свое внимание на том, сколько раз тот или иной преподаватель хмурился, сидел он или стоял, обращали внимание на количество улыбок и смех, кивания и потряхивания головой, симметричность положения рук и ерзания, наклоны тела вперед, сколько раз преподаватель смотрел вниз. Конечный результат оценок студентов сравнивали с оценками тестирования обучающихся у этих преподавателей студентов, а также административного состава. Данные оценщиков совпали с данными студентов и администрации.
Отдельно выводилась взаимосвязь внешних данных преподавателей с точностью личностных суждений. Очевидно, что особенности внешности, такие как внешняя привлекательность, например, могут повлиять на суждения о различных характеристиках, связанных с общительностью и социальной компетентностью. В виду данных условий, информация, доступная оценщикам, контролировалась так, чтобы цели оценивались исключительно на основе их невербального поведения. 
Данное исследование показало важность визуальной составляющей образовательного процесса и как эта составляющая влияет на мотивированность обучающихся. Вывод, к которому ведет исследование гарвардских ученых таков: преподаватель стоит в основе процесса, техника преподавания несет главенствующую роль для внутренней мотивации студента. Студенты зачастую смотрят на форму прежде, чем уделить внимание содержанию. Однотипное заучивание грамматических форм и слов без разнообразия способов подачи материала приведет лишь к потере мотивированности студентов.
Корректно поставленный процесс позволяет удовлетворить основные психологические потребности обучающихся, такие как: принадлежность, компетенция, свобода и развлечение, создающие основу индивидуальной интерпретации окружающего мира, и служащие основой того, что ими движет в образовательном процессе.
Развитие педагога как профессиональной единицы невозможно без осознания важнейшей разницы между содержанием и методикой преподавания языка. При обучении обучающимся важна визуальная составляющая, то есть поведение преподавателя, что создает благополучную обстановку для погружения в языковой образовательный процесс.  Правильное сочетание этих двух факторов позволит построить процесс обучения, в котором обучающиеся будут мотивированы к приумножению своих знаний.
Список литературы
1. Вольская. Н.Н. Коммуникативные средства невербального поведения как предмет изучения инофонами // Наука в современном мире. 2017. С.207211.
2. Ambadi. N, Rosenthal. R. Half a minute: Predicting teacher evaluations from thin slices of nonverbal behavior and physical attractiveness // Journal of Personality and Social Psychology. 1993. Т. 64. №. 3. C. 431–441.