Методологические особенности занятий иностранным языком с учащимися, имеющими специфические нарушения психики
Елена Васильевна Охотникова
Докладчик
преподаватель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
184
2023-03-20
16:55 -
17:10
Ключевые слова, аннотация
методика преподавания иностранного языка; нарушения психики; инклюзивное образование; методика преподавания итальянского языка
foreign language teaching methodology; mental disorders; inclusive education; italian language
В докладе освещаются методологические особенности обучения лиц, имеющих специфические нарушения психики. Рассматриваются теоретические основы подходов к преподаванию иностранного языка в ключе современных психологических исследований, реабилитационный потенциал и особенности формирования эффективной программы обучения иностранному языку.
The report presents the methodological specifics of teaching people with mental disorders. Theoretical foundations of approaches to teaching a foreign language in the key of modern psychological research, rehabilitation potential and features of the formation of an effective foreign language teaching program
foreign language teaching methodology; mental disorders; inclusive education; italian language
В докладе освещаются методологические особенности обучения лиц, имеющих специфические нарушения психики. Рассматриваются теоретические основы подходов к преподаванию иностранного языка в ключе современных психологических исследований, реабилитационный потенциал и особенности формирования эффективной программы обучения иностранному языку.
The report presents the methodological specifics of teaching people with mental disorders. Theoretical foundations of approaches to teaching a foreign language in the key of modern psychological research, rehabilitation potential and features of the formation of an effective foreign language teaching program
Тезисы
В настоящем докладе будут представлены результаты практической работы, проведенной автором на базе психиатрического стационара летом 2022 года.
Целью работы было, с одной стороны создать эффективную модель языкового занятия для группы, имеющей специфические особенности психики, с другой — поиск новых подходов к реабилитации пациентов и повышения мотивации к продолжению лечения.
Уникальный опыт использования занятий иностранным языком (в конкретном случае — итальянским) с пациентами психиатрического стационара — с одной стороны ресурс для реабилитации, развития когнитивных и социальных навыков, повышения мотивации и улучшения общего эмоционального статуса, а с другой — потенциальный диагностический и прогностический ресурс.
Попадая в психиатрический стационар пациенты, помимо тяжести собственной болезни и вызванного ею состояния, сталкиваются еще с целым рядом травмирующих и демотивирующих факторов. Это и высокий уровень социальной депривации, замкнутость и предсказуемость жизни внутри стационара, отношение к собственному состоянию как остро медицинскому явлению, а так же скука, ощущение себя больным, отсутствие перспективы.
Особенно остро этот вопрос стоит для отделения «первого эпизода», в котором оказываются люди, для которых попадание в психиатрическую больницу означает буквальное крушение привычного образа жизни и представлений о мире. Это крушение требует создания новой стратегией проведения.
Мишени работы в данном случае — это борьба с отсутствием мотивации на будущее (как следствие — отрицательным прогнозом на продолжение лечения после выхода из стационара), борьба за самооценку пациента, выстраивание коммуникативных навыков и развитие когнитивных навыков в новых условиях. При этом, важно мониторить диагностические показатели — состояние памяти, учебный (то есть коррекционный) потенциал, эмоциональный фактор, развитие навыков работы в группе.
В ходе работы с пациентами психиатрического стационара автором настоящего доклада была разработана методическая система, состоящая из моделируемых блоков занятий, позволяющих включить в работу пациентов без фиксированной привязки к старту группы. Это важный нюанс, вызванный спецификой стационара — так как госпитализации краткосрочные, состав отделения обновляется достаточно быстро, каждое занятие одновременно «и первое, и следующее» и его необходимо сделать полезным и интересным всем участникам группы.
Главный принцип каждого занятия — непосредственный положительный практический результат, то есть после каждого микро-урока пациенты выходят с умением: рассказать о себе, рассказать о своем настроении, профессии, эмоциях , интересах и так далее. Подбор тематики и лексики связан с мотивационными и реабилитационными задачами.
Реабилитационные задачи это: возможность говорить о своем состоянии, умение работать в группе и замечать и комментировать чувства ее участников, развитие и тренировка когнитивных навыков.
Мотивационные — занятие иностранным языком это очень «нормальное» дело, из мира, из которого пациенты оказываются вырваны, изучение языка — это всегда про перспективу — работы, путешествий, интересов и так далее.
Сам тренинг (занятия иностранным языком) был представлен пациентам как один из способов улучшения и тренировки когнитивных функций (снижение которых отмечают практически все пациенты).
В процессе занятий демонстрировались мнемотехники, улучшающие запоминание новой информации, а так же способы организации собственной учебной и досуговой деятельности.
Своеобразным «побочным» эффектом лингвотерапии стало то, что анализ поведения пациентов на этих занятиях позволяет психологу (если занятия ведет именно психолог) весьма успешно мониторить состояние высших психических функций и в целом общий статус пациента — что несомненно полезно для общей картины, дает информацию врачам-психиатрам и в конечно счете влияет на эффективность осуществляемого лечения, снижая риск рецидива.
Методика, разработанная автором в рамках экспериментальной работы может быть широко использована и на обучающихся, без специфических нарушений, но со сниженной или нестабильной мотивацией.
Таким образом, междисциплинарный подход, представленный в данном докладе может стать основой для разработки адаптационных учебных программ, что, в условиях роста в последние годы количества обучающихся с ограниченными особенностями здоровья (РАС, СДВГ и т.п.), представляется одной из первостепенных задач в методике преподавания иностранного языка.
Целью работы было, с одной стороны создать эффективную модель языкового занятия для группы, имеющей специфические особенности психики, с другой — поиск новых подходов к реабилитации пациентов и повышения мотивации к продолжению лечения.
Уникальный опыт использования занятий иностранным языком (в конкретном случае — итальянским) с пациентами психиатрического стационара — с одной стороны ресурс для реабилитации, развития когнитивных и социальных навыков, повышения мотивации и улучшения общего эмоционального статуса, а с другой — потенциальный диагностический и прогностический ресурс.
Попадая в психиатрический стационар пациенты, помимо тяжести собственной болезни и вызванного ею состояния, сталкиваются еще с целым рядом травмирующих и демотивирующих факторов. Это и высокий уровень социальной депривации, замкнутость и предсказуемость жизни внутри стационара, отношение к собственному состоянию как остро медицинскому явлению, а так же скука, ощущение себя больным, отсутствие перспективы.
Особенно остро этот вопрос стоит для отделения «первого эпизода», в котором оказываются люди, для которых попадание в психиатрическую больницу означает буквальное крушение привычного образа жизни и представлений о мире. Это крушение требует создания новой стратегией проведения.
Мишени работы в данном случае — это борьба с отсутствием мотивации на будущее (как следствие — отрицательным прогнозом на продолжение лечения после выхода из стационара), борьба за самооценку пациента, выстраивание коммуникативных навыков и развитие когнитивных навыков в новых условиях. При этом, важно мониторить диагностические показатели — состояние памяти, учебный (то есть коррекционный) потенциал, эмоциональный фактор, развитие навыков работы в группе.
В ходе работы с пациентами психиатрического стационара автором настоящего доклада была разработана методическая система, состоящая из моделируемых блоков занятий, позволяющих включить в работу пациентов без фиксированной привязки к старту группы. Это важный нюанс, вызванный спецификой стационара — так как госпитализации краткосрочные, состав отделения обновляется достаточно быстро, каждое занятие одновременно «и первое, и следующее» и его необходимо сделать полезным и интересным всем участникам группы.
Главный принцип каждого занятия — непосредственный положительный практический результат, то есть после каждого микро-урока пациенты выходят с умением: рассказать о себе, рассказать о своем настроении, профессии, эмоциях , интересах и так далее. Подбор тематики и лексики связан с мотивационными и реабилитационными задачами.
Реабилитационные задачи это: возможность говорить о своем состоянии, умение работать в группе и замечать и комментировать чувства ее участников, развитие и тренировка когнитивных навыков.
Мотивационные — занятие иностранным языком это очень «нормальное» дело, из мира, из которого пациенты оказываются вырваны, изучение языка — это всегда про перспективу — работы, путешествий, интересов и так далее.
Сам тренинг (занятия иностранным языком) был представлен пациентам как один из способов улучшения и тренировки когнитивных функций (снижение которых отмечают практически все пациенты).
В процессе занятий демонстрировались мнемотехники, улучшающие запоминание новой информации, а так же способы организации собственной учебной и досуговой деятельности.
Своеобразным «побочным» эффектом лингвотерапии стало то, что анализ поведения пациентов на этих занятиях позволяет психологу (если занятия ведет именно психолог) весьма успешно мониторить состояние высших психических функций и в целом общий статус пациента — что несомненно полезно для общей картины, дает информацию врачам-психиатрам и в конечно счете влияет на эффективность осуществляемого лечения, снижая риск рецидива.
Методика, разработанная автором в рамках экспериментальной работы может быть широко использована и на обучающихся, без специфических нарушений, но со сниженной или нестабильной мотивацией.
Таким образом, междисциплинарный подход, представленный в данном докладе может стать основой для разработки адаптационных учебных программ, что, в условиях роста в последние годы количества обучающихся с ограниченными особенностями здоровья (РАС, СДВГ и т.п.), представляется одной из первостепенных задач в методике преподавания иностранного языка.