Чтение св. Трифиллию Кипрскому в менологии лекционария D 227 из собрания ИВР РАН
Максим Владимирович Фионин
Докладчик
младший научный сотрудник
Институт восточных рукописей РАН
Институт восточных рукописей РАН
б/н 16
2023-03-16
16:10 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: рукописи Нового Завета; лекционарии; минускульные рукописи; св. Трифиллий Кипрский; менологии византийских лекционариев
Аннотация: Доклад посвящен рассмотрению менология евангельского лекционария с шифром D 227 из собрания ИВР РАН. В рукописи есть чтение св. Трифиллию Кипрскому (13 июня), что является необычным для менологиев 10–12 веков. По мнению исследователя Дж. Лоудена, такие редкие памяти святых можно использовать для локализации рукописей. В докладе рассматривается память св. Трифиллия в данной перспективе.
Тезисы
В менологии лекционарной рукописи 12 в. из собрания
ИВР РАН на л.293 verso находится литургическое чтение св. Трифиллию Кипрскому,
упоминание этого святого редко встречается в рукописях изучаемого исторического
периода.
Приведем здесь текст последования литургических чтений
менология исследуемой рукописи на 13 июня:
Μ(Η)
Τω ΑΥ(Τ) ·ΙΓ ΤΗC AΓ. ΜΕΓΛ. ΜΡς ΑΚΥΛΙΝ(ΗΣ)
Того же месяца в 13-й день,
святой великомученицы Акилины.
Ζητει
ΤΗι Β Τς ΙΕ ΕΒΔ. ΤΟΥ ΜΑΤΘ.
Ищи понедельник 15-й недели
Матфея.
(Ссылка на чтение
Μк 5:24–34
Чтение мц. Варваре (общее мученицам)
Евангелист Марк читается по
будням в конце цикла Матфея).
ΤΗ
ΑΥ(Τ) ΗΜΕΡ(Α) · ΤΟΥ ΕΝ ΑΓ. ΠΡC ΗΜ. ΚΑΙ ΘΑΥΜΑΤΟΥΡ(ΓΟΥ)
ΤΡΙΦΥΛΛ(ΙΟΣ)
В тот же день, иже во
святых отца нашего и чудотворца Трифиллия епископа Кипрског.
Ζητει CΕΠΤ Γ:
Ищи 3-го сентября. (Ссылка на чтение
Ин 10:9–16
Общее святителям «Аз есмь дверь»)
Один из современных исследователей Дж. Лоуден
полагает, что подобные, редко встречающиеся памяти святых, могут помочь в
возможной локализации рукописей или дать информацию о донаторе или заказчике,
возможно, крупном монастыре или кафедральной церкви. В своей монографии автор
приводит пример рукописи gr. 204 из библиотеки Синайского монастыря, где на л.
5 находится изображение прп. Петра Моноватского, далее в менологии 7-го февраля
встречается память прп. Петра Моноватского, в этот день святому предлагается читать
евангелие на утрене, что совершенно нетипично для «малых святых» и означает
особое выделение этого праздника. Это удивительно, поскольку прп. Петр, о
котором идет речь, был всего лишь исповедником, а не мучеником, и уж тем более
не апостолом. Из этих наблюдений Дж. Лоуден делает вывод о связи заказчиков
рукописи, либо непосредственно с монастырем Моноваты (Μονόβατον)
местонахождение которого на сегодняшний день неизвестно, либо с неким храмом
или монастырем, освященном в честь преподобного (Lowden 2013: 23). См. Lowden J. The Jaharis
Gospel Lectionary: The Story of a Byzantine Book. New York: Metropolitan Museum of Art, 2009. В ключе этих рассуждений можно
рассмотреть память вышеупомянутого свт. Трифиллия в лекционарии D 227 из
собрания ИВР РАН.
Предварительно можно сказать, что память свт.
Трифиллия Кипрского является значимой в лекционарии D 227, поскольку,
встречается очень редко и в основном более поздних рукописях. Появление этого
святого в рассматриваемом лекционарии D 227 из собрания ИВР РАН
предположительно говорит о связи с Кипрской церковью или, что более вероятно, с
общиной киприотов в Палестине.
Свт. Трифиллий Кипрский или Левкусийский — святой 4-го
века. Он упоминается в трудах авторов античного христианства. У историка
Созомена: «Рассказывают, что, спустя несколько времени, епископы Кипра, по
какой-то нужде, сошлись в одно место. С ними был и этот Спиридон, и ледрийский
епископ Трифилий, человек вообще знаменитый и живший долго в Берите для
изучения законов. По окончании Собора, Трифилия упросили сказать поучение к
народу, — и когда ему надлежало привести слова: «возьми одр твой и ходи», он,
вместо слова σκίμποδα «одр», употребил слово κράβαττον «ложе».
Спиридон, вознегодовав на это, сказал: «ужели ты лучше Того, Кто произнес: одр,
что стыдишься употребить Его выражение?» И, сказав это, сошел с священнического
седалища, в виду народа, внушая сим скромность тому, кто тщеславился своею
речью. А Спиридон способен был пристыдить, как человек уважаемый и весьма
славившийся своими делами; да и по возрасту, и по священному сану был он старше
Трифилия» (Historia Ecclesiastica 1, 11. 8), Иероним Стридонский в своем
произведении «О знаменитых мужах», сообщает следующее: «Трифилий, епископ
Ледры, или Левкотеона, на Кипре, был одним из самых красноречивых людей своего
времени и выдвинулся во время правления Констанция. Я прочитал его комментарий
на Песнь Песней. Говорят, что он написал много других книг, но ни одна из них
не дошла до нас» (О знаменитых мужах. Главы 80–89). Свт. Трифиллий Левкусийский
упоминается также у св. Афанасия Александрийского во «Второй апологии» II, 8,
p. 131, в перечне участников Сардийского собора. Есть сообщение о нём и в католической
энциклопедии 17-го века Acta Sanctorum. Vol. 23. June
part 3 (Jun 12–15) p. 174 и в некоторых других источниках.
Несмотря на эти упоминания, св. Трифиллия нельзя
назвать известным святым, поскольку в литургических лекционариях чтение ему
встречается редко (за исключением нашего лекционария D 227 других источников
10-12 в. его упоминание мы пока не обнаружили). Это предположительно означает,
что в местности или скриптории, где была написана наша рукопись, этот святой
был особо почитаем. Интересно, что на Кипре, есть несколько церквей, где есть
фрески 12-го века с изображением св. Трифиллия, например, в храме Панагии
Аракиотиссы в деревне Лагудера, датируемые 1192 г., что является аргументом в
пользу того, что именно в 12 в. свт. Трифиллий стал одним из почитаемых
святых. Однако, против этого свидетельствует палеографический анализ рукописи,
который говорит в пользу локализации её одним из Константинопольских скрипториев,
поскольку Б.Л. Фонкич, а вслед за ним Н.Ф. Каврус-Хоффман отнесли рукопись
к Чикаго-Карахиссарской группе по характерному минускульному письму. Гипотеза о
связи рукописи D 227 из собрания ИВР РАН с Кипрской церковью нуждается в
уточнении, необходимо продолжить исследование.