LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Роман Виктора Сержа "Les derniers temps": к реконструкции историко-документальной основы

Юлия Викторовна Гусева
Докладчик
научный сотрудник
Научно-издательский центр "Ладомир" (Москва)

190
2023-03-18
13:30 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Виктор Серж; художественный метод; прототипы; синтез художественного и документального

Доклад посвящен художественному осмыслению исторических событий в романе Виктора Сержа (В.Л. Кибальчич; 1890-1947) «Les derniers temps». Действие книги разворачивается в 1940-1941 гг., на фоне поражения Франции в начальный период Второй мировой войны и становления движения Сопротивления в стране, свидетелем которых стал автор. Выявлены реальные прототипы ряда персонажей романа, рассмотрен художественный метод автора и принципы построения сюжета, характерные для ряда литературных произведений эпохи 1920-1940 гг.

Тезисы

 Роман Виктора Сержа (Виктор Львович Кибальчич; 1890-1947) «Les derniers temps» не получил такой известности, как другие художественные произведения этого автора, хотя он был не так давно переиздан во Франции и в этом году в США, готовится к изданию русский перевод. В книге, написанной по горячим следам событий, в 1943—1945 гг., действие разворачивается в 1940—1941 гг.,  на фоне поражения Франции в начальный период Второй мировой войны и становления движения Сопротивления в стране. Во время работы над этой книгой Серж не рассчитывал, что она может быть издана во Франции, оккупированной нацистами, и, в надежде на публикацию в Новом Свете, использовал ряд приемов, характерных как для современной ему американской литературы (остросюжетная фабула, прямолинейная схема построения сюжета, ряд героев откровенно положительные или отрицательные; концовка романа явно отсылает к «Унесенным ветром» М. Митчелл), так и для своих более ранних произведений, например, романа «Завоеванный город» (главы книги представляют собой практически завершенные новеллы, объединенные общими героями и выстраивающиеся в единую сюжетную линию). При этом в романе очевидны и отсылки к известной читателям литературной классике, не только французской («Отец Горио» О. де Бальзака), но и русской («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского). Реальные исторические события показаны глазами различных героев книги, что позволяет составить более или менее целостное представление о них, при этом Серж не скрывает как своей антифашистской позиции, так и неприятия войны. Многие персонажи книги имеют реальные прототипы (например, писатели Ж. Дюамель и В. Беньямин), другие представляют собой типические, собирательные образы. Эта проблема уже привлекала внимание исследователей, в частности, американского литературоведа Р. Гримана [Greeman 2022: 7-14], однако ему удалось установить лишь некоторых из них. Большинство персонажей книги показано в развитии, которое приводит их в различные общественные лагеря. Их судьбы позволяют автору переосмыслить недавние события, вместе с рядом своих героев он проходит путь от пацифизма, отрицания войны до осознания необходимости противодействия, в том числе вооруженного, нацистским оккупантам, поддержки антифашистского Сопротивления. При этом роман «Les derniers temps» нельзя назвать документальным, ибо в нем присутствует значительная доля художественного вымысла, хотя – на заднем плане – действуют и реальные исторические лица, часть из которых прямо названа по именам (руководители III Республики, командующие французской армии, маршал Ф. Петен), а другая легко идентифицируется (П. Лаваль, М. Деа). Важной и новой для Сержа художественной особенностью является введение в повествовательную ткань романа элементов городского фольклора, анекдотов, пародии [Serge 1951: 257-258, 260-262], что позволяет ярче и убедительнее раскрыть перед читателем эпоху. Отдельные эпизоды романа также имеют под собой документальную основу [Серж 2001: 437, 439, 445]. Подобный синтез художественного и документального, характерный для всего литературного творчества Сержа, способствует воссозданию во всей полноте страшной и трагической эпохи, пережитой автором непосредственно. Основной проблемой романа представляется проблема выбора, которая в критических обстоятельствах встает перед каждым героем книги. В условиях войны и оккупации этот выбор приходится делать всем, даже тем персонажам, которые предпочли бы не менять своего образа жизни и абстрагироваться от происходящего, замкнувшись в своем узком мирке. Для большинства героев выбор представляется непростым, им приходится проделать сложную эволюцию, пересмотреть многие свои прежние воззрения, порой раскрыть в себе те качества характера, о которых они прежде не подозревали. Роман, как и сама эпоха в истории Франции, глубоко дихотомичен (это обусловливает и разделение героев на положительных и отрицательных при всей сложности и многоплановости их образов), и большинство персонажей книги разными путями, не только руководствуясь собственными принципами, но и подталкиваемые непреодолимыми обстоятельствами, приходят к поддержке Сопротивления. В этом с ними солидарен и автор, которого неприятие фашизма и диктатуры во всех их проявлениях побуждает решительно выступить против них, в том числе и в своем художественном творчестве. Таким образом, роман «Les derniers temps» продолжает и по-новому, на широкой историко-документальной основе, раскрывает главную тему творчества Виктора Сержа  борьбу против тоталитаризма, диктатуры и угнетения, какие бы формы они ни принимали.     

Литература: 
Серж В. От революции к тоталитаризму: Воспоминания революционера. М.-Оренбург, 2001.
Greeman R. Introduction // Serge V. The Last Times. N.-Y.., 2022. P. 5-24.
Serge V. Les derniers temps. P., 1951.