Роман Виктора Сержа "Les derniers temps": к реконструкции историко-документальной основы
Юлия Викторовна Гусева
Докладчик
научный сотрудник
Научно-издательский центр "Ладомир" (Москва)
Научно-издательский центр "Ладомир" (Москва)
190
2023-03-18
13:30 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
Виктор Серж; художественный метод; прототипы; синтез
художественного и документального
Доклад посвящен художественному осмыслению
исторических событий в романе Виктора Сержа (В.Л. Кибальчич; 1890-1947) «Les derniers temps».
Действие книги разворачивается в 1940-1941 гг., на фоне поражения Франции в
начальный период Второй мировой войны и становления движения Сопротивления в
стране, свидетелем которых стал автор. Выявлены реальные прототипы ряда
персонажей романа, рассмотрен художественный метод автора и принципы построения
сюжета, характерные для ряда литературных произведений эпохи 1920-1940 гг.
Тезисы
Роман Виктора Сержа (Виктор Львович Кибальчич; 1890-1947) «Les derniers temps» не получил такой
известности, как другие художественные произведения этого автора, хотя он был
не так давно переиздан во Франции и в этом году в США, готовится к изданию
русский перевод. В книге, написанной по горячим следам событий, в 1943—1945
гг., действие разворачивается в 1940—1941 гг.,
на фоне поражения Франции в начальный период Второй мировой войны и
становления движения Сопротивления в стране. Во время работы над этой книгой
Серж не рассчитывал, что она может быть издана во Франции, оккупированной
нацистами, и, в надежде на публикацию в Новом Свете, использовал ряд приемов,
характерных как для современной ему американской литературы (остросюжетная
фабула, прямолинейная схема построения сюжета, ряд героев откровенно
положительные или отрицательные; концовка романа явно отсылает к «Унесенным
ветром» М. Митчелл), так и для своих более ранних произведений, например,
романа «Завоеванный город» (главы книги представляют собой практически
завершенные новеллы, объединенные общими героями и выстраивающиеся в единую
сюжетную линию). При этом в романе очевидны и отсылки к известной читателям
литературной классике, не только французской («Отец Горио» О. де Бальзака), но
и русской («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского). Реальные исторические
события показаны глазами различных героев книги, что позволяет составить более
или менее целостное представление о них, при этом Серж не скрывает как своей
антифашистской позиции, так и неприятия войны. Многие персонажи книги имеют реальные
прототипы (например, писатели Ж. Дюамель и В. Беньямин), другие
представляют собой типические, собирательные образы. Эта проблема уже
привлекала внимание исследователей, в частности, американского литературоведа
Р. Гримана [Greeman
2022: 7-14], однако ему удалось установить лишь некоторых из них. Большинство
персонажей книги показано в развитии, которое приводит их в различные
общественные лагеря. Их судьбы позволяют автору переосмыслить недавние события,
вместе с рядом своих героев он проходит путь от пацифизма, отрицания войны до
осознания необходимости противодействия, в том числе вооруженного, нацистским
оккупантам, поддержки антифашистского Сопротивления. При этом роман «Les derniers temps» нельзя назвать
документальным, ибо в нем присутствует значительная доля художественного
вымысла, хотя – на заднем плане – действуют и реальные исторические лица, часть
из которых прямо названа по именам (руководители III Республики, командующие французской
армии, маршал Ф. Петен), а другая легко идентифицируется (П. Лаваль, М. Деа).
Важной и новой для Сержа художественной особенностью является введение в
повествовательную ткань романа элементов городского фольклора, анекдотов,
пародии [Serge 1951:
257-258, 260-262], что позволяет ярче и убедительнее раскрыть перед читателем
эпоху. Отдельные эпизоды романа также имеют под собой документальную основу
[Серж 2001: 437, 439, 445]. Подобный синтез художественного и документального,
характерный для всего литературного творчества Сержа, способствует воссозданию во
всей полноте страшной и трагической эпохи, пережитой автором непосредственно.
Основной проблемой романа представляется проблема выбора, которая в критических
обстоятельствах встает перед каждым героем книги. В условиях войны и оккупации
этот выбор приходится делать всем, даже тем персонажам, которые предпочли бы не
менять своего образа жизни и абстрагироваться от происходящего, замкнувшись в
своем узком мирке. Для большинства героев выбор представляется непростым, им
приходится проделать сложную эволюцию, пересмотреть многие свои прежние
воззрения, порой раскрыть в себе те качества характера, о которых они прежде не
подозревали. Роман, как и сама эпоха в истории Франции, глубоко дихотомичен
(это обусловливает и разделение героев на положительных и отрицательных при
всей сложности и многоплановости их образов), и большинство персонажей книги
разными путями, не только руководствуясь собственными принципами, но и
подталкиваемые непреодолимыми обстоятельствами, приходят к поддержке
Сопротивления. В этом с ними солидарен и автор, которого неприятие фашизма и
диктатуры во всех их проявлениях побуждает решительно выступить против них, в
том числе и в своем художественном творчестве. Таким образом, роман «Les derniers temps» продолжает и
по-новому, на широкой историко-документальной основе, раскрывает главную тему
творчества Виктора Сержа — борьбу против тоталитаризма, диктатуры и угнетения,
какие бы формы они ни принимали.
Литература:
Серж В. От революции к тоталитаризму: Воспоминания
революционера. М.-Оренбург, 2001.
Greeman R.
Introduction // Serge V. The Last Times. N.-Y.., 2022. P. 5-24.
Serge V.
Les derniers temps. P., 1951.