LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Диагностирующая стратегия коммуникации между врачом и несовершеннолетним пациентом. Специфика получения информации

Вероника Александровна Каменева
Докладчик
профессор
Кемеровский государственный университет

184
2023-03-17
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

Диагностирующая стратегия; медицинский дискурс; медицинская коммуникация.

В работе обобщены распространенные гетеросемиотические (вербальные и невербальные) тактики получения информации врачом в коммуникации с ребенком. Подтверждено, что актуализация диагностирующей стратегии медицинской коммуникации осуществляется комплексом вербальных и невербальных тактик для минимизации искажения ребенком информации о болевых ощущениях, их интенсивности и локализации.

Тезисы

Соавтор: Румянцева Александра Александровна врач, детский кардиолог Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний, Россия, Кемерово

Источник финансирования: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 23-28-00002 «Проблема когнитивно-дискурсивной параметризации медицинского дискурса пациентов с ВПС (врождённым пороком сердца) в кардиохирургическом стационаре»).

Funding: The research was supported by Russian Science Foundation (Project № 23-28-00002 “Problem of cognitive and discursive parameterization of medical discourse of patients with CHD (congenital heart disease) in a cardiac surgical hospital”).  

Стратегии врача как участника медицинской коммуникации сводятся к диагностике, лечению и рекомендации, что обусловлено ключевой задачей врача по оказанию помощи пациенту [Барсукова 2007; Бурнос, Пилипенко-Фрицак 2017]. Соответственно, «основными в медицинском дискурсе являются диагностирующая, лечащая, рекомендующая стратегии, т. е. стратегии, реализующие специфические цели: диагностику, лечение, рекомендации» [Майборода 2019: 66]. Данные стратегии медицинской коммуникации актуализируются целым спектром речевых стратегий и тактик, которые в случае коммуникации врача с взрослым пациентом преимущественно получают дискурсивную репрезентацию вербальными средствами, за исключением случаев, когда наблюдаются тяжелые когнитивно-речевые расстройства.
Цель работы – обобщить распространенные гетеросемиотические (вербальные и невербальные) тактики получения информации врачом в коммуникации с ребенком.
Методы: анализ научной литературы по теме исследования, синтез и систематизация. Как правило, врач получает информацию о самочувствии ребенка у родителей или законного представителя, но во время длительной терапии, обусловленной спецификой и тяжестью заболевания, врачу необходимо получать информацию от самого ребенка для диагностики самочувствия пациента и корректировки лечения. Обзор научной литературы позволил сделать следующие обобщения: 1. Специфика реализации диагностирующей стратегии в случае коммуникации между врачом и ребенком заключается в том, что получение информации требует адаптации медицинской терминологии. Это обусловлено как незнанием ребенком медицинской терминологии, так и неспособностью в силу возраста описать характер боли или недомогания. 2. В силу возраста и заболевания дети не способны детально описать степень интенсивности болевого синдрома или локализовать боль, поэтому врачам приходится использовать шкалы для реализации диагностирующей стратегии коммуникации. Во врачебной практике используется ряд шкал: числовая ранговая шкала боли (NRS), визуальная аналоговая шкала боли (VAS), вербальная описательная шкала (VRS), шкала лиц (FPS), шкала Ошера (Oucher Scale) и др. 3. В медицинской коммуникации врачами используются различные опросники (Pain Coping Questionnaire (PCQ), Pediatric Pain Questionnaire (PPQ)) [Rapoff 2003], чтобы получить более точные сведения о самочувствии ребенка, минимизировав субъективность оценки им своего самочувствия. Кроме того, распространена лексическо-грамматическая перекодировка вопросов, которые задаются взрослым пациентам. Например, детские кардиологи не задают вопросы о том, есть ли у ребенка кардиалгии, артериальная гипертензия, цианоз. Для определения уровня толерантности к физическим нагрузкам и наличия одышки врач интересуется, на какой этаж ребенок может подняться пешком, способен ли пройти расстояние от одного дома к другому и может ли выполнять уборку в своей комнате. Для выявления кратковременных задержек дыхания, кардиалгий в покое, в том числе во сне, задают вопрос о продолжительности и качестве сна: быстро ли засыпает, просыпается ли ночью, чувствует ли себя выспавшимся. Вопросы об эмоциональном статусе (бывает ли чувство страха, одиночества, грусти) позволяют косвенно оценить клинику пациента, ведь ребенок, особенно маленький, не всегда может сформулировать жалобы, что и вызывает в нем вышеперечисленные негативные эмоции.
Выводы: актуализация диагностирующей стратегии медицинской коммуникации осуществляется комплексом вербальных и невербальных тактик для минимизации искажения ребенком информации о болевых ощущениях, их интенсивности и локализации. Перспективным считаем анализ речевых стратегий и тактик, актуализирующих диагностическую стратегию медицинской коммуникации.
Литература
1. Барсукова М. И. Медицинский дискурс: стратегии и тактики речевого поведения врача: автореф. дис. … к. ф. н. Саратов, 2007. 21 с.
2. Бурнос Е. Ю., Пилипенко-Фрицак Н. А. Тактика вопросно-ответного единства в диагностирующей стратегии устного медицинского дискурса // Психолого-педагогічні науки. 2017. № 2. С. 7—11.
3. Майборода С. В. Коммуникативные стратегии и тактики в речевой партии врача в диалоге о самолечении // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 448. С. 65—74.
4. Rapoff M. A. Pediatric measures of pain: The Pain Behavior Observation Method, Pain Coping Questionnaire (PCQ), and Pediatric Pain Questionnaire (PPQ) // Arthritis & Rheumatism. 2003. Vol. 49. № S5. P. S90S95.