XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Особенности скандинавского нуара как современного литературного жанра и жанра кино

Алина Сергеевна Зражаева
Докладчик
аспирант
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Литература в междисциплинарной перспективе (онлайн)
2022-04-22
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассмотрено жанровое своеобразие нуара и особенности его литературного развития у авторов скандинавских стран. Доклад посвящён анализу отличия нуара от прочих схожих жанров литературы, таких как триллер и детектив, и выявлению характерных отличий скандинавского нуара от нуара классического — американского. Исследуются причины популярности этого жанра у читателей по всему миру за последнее десятилетие на примере таких авторов, как Ю Несбё, С. Ларссон, П. Хёг, Ю. Адлер-Ольсен.

Тезисы

Нуар как киножанр известен с 40-х гг. XX в. и отличается от схожих жанров (например, классического детектива и триллера) своей мрачностью, повышенным вниманием к личности главного героя (как правило, детектива полиции) и интересом к особенностям его взаимодействия с внешним миром, взаимоотношениям с другими героями (например, любовный сюжет). В нуарных фильмах и романах детективная линия не является центральной, она, напротив, вторична и к моменту разгадки тайны — казалось бы, ключевому этапу сюжета — может вовсе потерять свою значимость для зрителя/читателя.
Произведения таких авторов, как Ю Несбё, С. Ларссон и Ю. Адлер-Ольсен, на наш взгляд, явили миру новый поджанр нуара — современный скандинавский нуар, в последнее десятилетие набравший невероятную популярность среди читателей со всего мира. В чем заключаются литературные особенности скандинавского нуара? Как его знаковые черты переносятся на киноэкран? Рассмотрев самые популярные скандинавские детективы XXI в. и их экранизации, мы постараемся дать ответы на эти вопросы в докладе.