«Что день грядущий нам готовит?» — образы будущего в произведениях сербского и немецкого авангарда
Федор Андреевич Скотников
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Славяно-германская компаративистика (онлайн)
2022-04-18
18:00 -
18:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе предпринимается
попытка ответить на вопрос, как смотрели на будущее человечества представители
сербского и немецкого авангарда. Видели ли они его светлым торжеством разума
человека или рисовали весьма мрачные картины неизбежной гибели современной
цивилизации и людей? Мы постараемся проанализировать этот аспект, опираясь прежде всего на романы А. Деблина и А. Кубина (с немецкой стороны) и на
произведения Л. Мицича и С. Винавера (с сербской), чтобы понять, каким видели
грядущее данные авторы и какие решения они предлагали, чтобы его предотвратить
(в случае угрозы для мира).
Тезисы
Всю свою историю человек со страхом или надеждой думал о грядущем. В первой половине XX в. многие
люди устремляли свой взор в будущее, чтобы как-то понять, а иногда даже
изменить настоящее, чтобы предотвратить, или, наоборот, ускорить наступление
того момента, который так сильно их волновал. Особенно ярко свои мысли о
грядущем выражали представители литературного авангарда, видевшие в нем как и
положительные, так и отрицательные моменты, что определило их взгляд на будущую
судьбу человечества и мира.
В фокусе исследования — четыре писателя-авангардиста из Сербии и Германии, которые в своих произведениях попытались предсказать то, что может ожидать человечество и мир в дальнейшем. В основном внимание сосредоточено на представителях литературы экспрессионизма (трех из рассматриваемых нами авторов исследователи относят к этому направлению в авангарде). Такой выбор связан прежде всего с тем, что в научно-фантастических произведениях писателей данного направления наиболее удачно сочетаются между собой жанры утопии и антиутопии, что позволяет сделать вывод о сложном и противоречивом взгляде на судьбу человечества и мира в целом.
Кроме того, отдельного рассмотрения заслуживают различные образы мира, которые конструируют в своих произведениях анализируемые авторы. Каждый из них создает свой собственный универсум, в котором можно различить определенную критику или поощрение той или иной стороны человеческого бытия, что волновала людей первой половины ХХ в.
В фокусе исследования — четыре писателя-авангардиста из Сербии и Германии, которые в своих произведениях попытались предсказать то, что может ожидать человечество и мир в дальнейшем. В основном внимание сосредоточено на представителях литературы экспрессионизма (трех из рассматриваемых нами авторов исследователи относят к этому направлению в авангарде). Такой выбор связан прежде всего с тем, что в научно-фантастических произведениях писателей данного направления наиболее удачно сочетаются между собой жанры утопии и антиутопии, что позволяет сделать вывод о сложном и противоречивом взгляде на судьбу человечества и мира в целом.
Кроме того, отдельного рассмотрения заслуживают различные образы мира, которые конструируют в своих произведениях анализируемые авторы. Каждый из них создает свой собственный универсум, в котором можно различить определенную критику или поощрение той или иной стороны человеческого бытия, что волновала людей первой половины ХХ в.