«Там человек сгорел»: природа одержимости в рассказах А. П. Чехова «Черный монах», М. А. Булгакова «Морфий» и в романе Ч. Паланика «Бойцовский клуб»
Дарья Андреевна Манько
Докладчик
студент 4 курса
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный университет
Русская литература: теория, поэтика (онлайн)
2022-04-21
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются произведения А. П. Чехова, М. А. Булгакова и Ч. Паланика с целью выявления причин психосоматических зависимостей
персонажей и определения закономерностей в их описании. Оппозиция «тело—дух», принадлежащая М. М. Беляковой, а также оппозиция «тело—дух—идея», выводимая в ходе данной работы, имеет большое значение. К ключевым также следует отнести понятия «оно», «я», «сверх-я», отмеченные в работах З. Фрейда. Прослеживается эволюция данных терминов в творчестве указанных авторов.
Тезисы
Цель
исследования — рассмотрение произведений авторов, связанных с медициной, и
выявление в текстах эволюции одержимости человека как одной из самых
распространенных форм порабощения души и тела. Необходимо выделить причины, по которым человек попадает
в какую-либо из форм зависимости, и проследить градацию изменений в поступках
героев рассматриваемых текстов.
Для более детального раскрытия данной проблемы следует обратиться к символам и образам, повторяющимся во всех произведениях. Так, в «Морфии» М. А. Булгаков намеренно вводит образ черного монаха из одноименного рассказа А. П. Чехова, а безымянный герой Ч. Паланика так же, как и герой Чехова, страдает от бессонницы, которая перерастает в сложное психическое заболевание, ставшее для героя своего рода новой реальностью. В рассказах Булгакова и Чехова присутствует оппозиция «тело—дух», а в романе Паланика в эту оппозицию можно включить третье понятие «тело—дух—идея». Таким образом, следует соотнести персонажей по критерию их принадлежности к сознанию главного героя: рассказчик транслирует связь с духом, Марла Зингер являет собой телесность, а Тайлер Дерден становится идеей, захватившей сознание духа. Каждый из героев стремится преодолеть свою собственную сущность и слиться с иной. Эта тенденция намечается во всех трех произведениях: морфинист Сергей Поляков путает реальность и сон, становится марионеткой «в руках» зависимости, Андрей Коврин не может отказаться от видений черного монаха, который дарит ему уверенность в собственном творческом превосходстве над обывательским миром, а рассказчик Паланика настолько сливается со всеми сущностями-галлюцинациями, что даже решается бросить вызов всему миру.
В заключение освещается проблема сверхпотерянности поколения, ее связи с кризисом свободы и личности.
Для более детального раскрытия данной проблемы следует обратиться к символам и образам, повторяющимся во всех произведениях. Так, в «Морфии» М. А. Булгаков намеренно вводит образ черного монаха из одноименного рассказа А. П. Чехова, а безымянный герой Ч. Паланика так же, как и герой Чехова, страдает от бессонницы, которая перерастает в сложное психическое заболевание, ставшее для героя своего рода новой реальностью. В рассказах Булгакова и Чехова присутствует оппозиция «тело—дух», а в романе Паланика в эту оппозицию можно включить третье понятие «тело—дух—идея». Таким образом, следует соотнести персонажей по критерию их принадлежности к сознанию главного героя: рассказчик транслирует связь с духом, Марла Зингер являет собой телесность, а Тайлер Дерден становится идеей, захватившей сознание духа. Каждый из героев стремится преодолеть свою собственную сущность и слиться с иной. Эта тенденция намечается во всех трех произведениях: морфинист Сергей Поляков путает реальность и сон, становится марионеткой «в руках» зависимости, Андрей Коврин не может отказаться от видений черного монаха, который дарит ему уверенность в собственном творческом превосходстве над обывательским миром, а рассказчик Паланика настолько сливается со всеми сущностями-галлюцинациями, что даже решается бросить вызов всему миру.
В заключение освещается проблема сверхпотерянности поколения, ее связи с кризисом свободы и личности.