Экспериментальное исследование постановки ударения в незнакомых ойконимах: отбор материала
Ольга Игоревна Дещенко
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Психолингвистика (онлайн)
2022-04-21
17:30 -
17:50
Ключевые слова, аннотация
Работа основана на результатах двух экспериментов: предварительного, направленного на отбор стимулов, и основного, в котором изучаются стратегии постановки ударения в именах собственных носителями русского языка. Материал отбирался из числа всех названий населённых пунктов Российской Федерации с населением выше 10 000 человек. Для первого эксперимента было отобрано 117 слов. В докладе будет описано, как отбирались стимулы для основного эксперимента, а также его методика и предварительные результаты.
Тезисы
Цель
работы — выяснить, на что опираются носители русского языка при постановке
ударения в незнакомом ойкониме (имени собственном, обозначающем название
населенного пункта). Работа строится на результатах двух экспериментов:
предварительного и основного. Предварительный эксперимент был проведён с целью
отбора стимулов для основного эксперимента. Стимулы для предварительного
эксперимента подбирались из числа всех названий населённых пунктов Российской
Федерации с населением от 10 000 человек. В материал исследования были включены
те ойконимы, в которых, на наш взгляд, носители языка могут ставить ударение
по-разному (напр., Арти, Пангоды и др.). Всего было отобрано 117 названий
российских городов и посёлков городского типа. К стимульному материалу были добавлены
филлеры: 10 выдуманных ойконимов и 10 названий населённых пунктов других
государств. Все слова были представлены в форме им. п. ед. ч. Для ограничения
количества стимулов, представляемых одному участнику исследования, материал был
разделён на 4 равных блока по 50 единиц, при этом блоки распределялись между
респондентами случайным образом. В каждом блоке было 30 стимульных слов и 20
филлеров. Стимулы в каждом блоке были разными, кроме названия Химки, которое
было использовано во всех блоках формы, филлеры во всех блоках были
одинаковыми. Эксперимент представлял собой опрос в Google Forms. Участникам исследования нужно было решить
относительно каждого названия, существует ли такой населённый пункт в
Российской Федерации. Таким образом мы планировали проверить, знакомы ли
вошедшие в эксперимент названия носителям русского языка, поскольку в основной
эксперимент планировалось включить те ойконимы, которые не знакомы большинству
носителей русского языка. В эксперименте принял участие 131 человек: носители русского
языка, проживающие в данный момент в Санкт-Петербурге и Ленинградской области,
в возрасте от 12 до 76 лет. На каждый стимул было получено от 26 до 36 ответов
(для слова Химки — 131 ответ). Для определения того, есть ли преобладающий
вариант ответа на каждый из стимулов, применялся статистический критерий
хи-квадрат. В основной эксперимент были включены названия населенных пунктов,
для которых преобладал ответ «нет» (т. е. участники ошибочно полагали, что
такого населенного пункта не существует в России; всего 7 слов; напр.,
Кугеси, Гаспра, Семендер), а также те, для которых количество правильных и
неправильных ответов значимо не различалось (всего 39 слов; напр., Шексна,
Айхал, Чердаклы). Таким образом, стимулами основного эксперимента стали 46 слов.
Формат, цель и предварительные результаты основного эксперимента будут
представлены в докладе.