Драматургия Оскара Уайльда как отражение трагикомедии его личности
Дарья Владимировна Серебряк
Докладчик
студент 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Кино|Текст (онлайн)
2022-04-21
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Предметом исследования являются два
драматургических произведения О. Уайльда различных жанров: комедия «Как
важно быть серьёзным» и драма «Саломея». В работе использовались пьесы Уайльда,
письмо-исповедь «De Profundis» и статьи, посвящённые анализу творчества. В
результате был сделан вывод о разнообразии творческого наследия, отражающем
эстетическую концепцию, и предпринята попытка найти взаимосвязь между
личностью автора и стилистикой пьес. Мы увидели Уайльда как денди и как предшественника
декаданса. Комедия отражает социальную сторону его жизни;
драма — отчаяние человека рубежа веков.
Тезисы
Цель
данного исследования заключается в том, чтобы выяснить, как воплощаются
некоторые черты личности и принципы эстетической программы О. Уайльда (1854—1990, Wilde)
в его драматургических произведениях на примере комедии «Как важно быть
серьёзным» («The
Importance
of Being Earnest») (1895 г.) и драмы
«Саломея» («Salomé»)
(1894 г.); обнаружить взаимосвязь между его
индивидуальностью и художественными особенностями его пьес. Данная работа
является не только художественным анализом литературного текста, но и попыткой
постичь личность писателя.
В ходе исследования для достижения поставленной цели нам понадобилось провести идейно-художественный анализ двух пьес Уайльда: комедии «Как важно быть серьёзным» («The Importance of Being Earnest») (1895) и драмы «Саломея» («Salomé») (1894); провести сравнительный анализ пьес, выявив сходства и различия как на структурном, так и на стилистическом уровнях, обратив особое внимание на использованные средства художественной выразительности; сопоставить особенности пьес с историческим климатом конца XIX—начала XX вв. и личностными чертами Уайльда, проследив закономерности.
В результате проделанной работы можно сделать вывод о разнообразии творческого наследия Уайльда. У пьес «Саломея» и «Как важно быть серьёзным» можно выделить ряд общих черт, однако между ними есть и различия, косвенным образом связанные с индивидуализмом Уайльда. После проведённого анализа представляется возможным выделить две грани характера писателя, две стороны его души, две его жизни. Комедия отражает социальную сторону жизни изысканного Уайльда-денди; драма показывает трагизм мироощущения человека на рубеже веков, отчаяние рефлексирующего маргинала, ищущего эстетизм в патологии.
В ходе исследования для достижения поставленной цели нам понадобилось провести идейно-художественный анализ двух пьес Уайльда: комедии «Как важно быть серьёзным» («The Importance of Being Earnest») (1895) и драмы «Саломея» («Salomé») (1894); провести сравнительный анализ пьес, выявив сходства и различия как на структурном, так и на стилистическом уровнях, обратив особое внимание на использованные средства художественной выразительности; сопоставить особенности пьес с историческим климатом конца XIX—начала XX вв. и личностными чертами Уайльда, проследив закономерности.
В результате проделанной работы можно сделать вывод о разнообразии творческого наследия Уайльда. У пьес «Саломея» и «Как важно быть серьёзным» можно выделить ряд общих черт, однако между ними есть и различия, косвенным образом связанные с индивидуализмом Уайльда. После проведённого анализа представляется возможным выделить две грани характера писателя, две стороны его души, две его жизни. Комедия отражает социальную сторону жизни изысканного Уайльда-денди; драма показывает трагизм мироощущения человека на рубеже веков, отчаяние рефлексирующего маргинала, ищущего эстетизм в патологии.