XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Драматургия Оскара Уайльда как отражение трагикомедии его личности

Дарья Владимировна Серебряк
Докладчик
студент 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Кино|Текст (онлайн)
2022-04-21
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Предметом исследования являются два драматургических произведения О. Уайльда различных жанров: комедия «Как важно быть серьёзным» и драма «Саломея». В работе использовались пьесы Уайльда, письмо-исповедь «De Profundis» и статьи, посвящённые анализу творчества. В результате был сделан вывод о разнообразии творческого наследия, отражающем эстетическую концепцию, и предпринята попытка найти взаимосвязь между личностью автора и стилистикой пьес. Мы увидели Уайльда как денди и как предшественника декаданса. Комедия отражает социальную сторону его жизни; драма — отчаяние человека рубежа веков.

Тезисы

Цель данного исследования заключается в том, чтобы выяснить, как воплощаются некоторые черты личности и принципы эстетической программы О. Уайльда (1854—1990, Wilde) в его драматургических произведениях на примере комедии «Как важно быть серьёзным» («The Importance of Being Earnest») (1895 г.) и драмы «Саломея» («Salom») (1894 г.); обнаружить взаимосвязь между его индивидуальностью и художественными особенностями его пьес. Данная работа является не только художественным анализом литературного текста, но и попыткой постичь личность писателя.
В ходе исследования для достижения поставленной цели нам понадобилось провести идейно-художественный анализ двух пьес Уайльда: комедии «Как важно быть серьёзным» («The Importance of Being Earnest») (1895) и драмы «Саломея» («Salomé») (1894); провести сравнительный анализ пьес, выявив сходства и различия как на структурном, так и на стилистическом уровнях, обратив особое внимание на использованные средства художественной выразительности; сопоставить особенности пьес с историческим климатом конца XIX—начала XX вв. и личностными чертами Уайльда, проследив закономерности.
В результате проделанной работы можно сделать вывод о разнообразии творческого наследия Уайльда. У пьес «Саломея» и «Как важно быть серьёзным» можно выделить ряд общих черт, однако между ними есть и различия, косвенным образом связанные с индивидуализмом Уайльда. После проведённого анализа представляется возможным выделить две грани характера писателя, две стороны его души, две его жизни. Комедия отражает социальную сторону жизни изысканного Уайльда-денди; драма показывает трагизм мироощущения человека на рубеже веков, отчаяние рефлексирующего маргинала, ищущего эстетизм в патологии.