Cпецифика киноязыка экзистенциального хоррора (на материале фильма «Отец» Ф. Зеллера)
Олег Игоревич Петров
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Кино|Текст (онлайн)
2022-04-21
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
Цель исследования — определить специфику кинотекста
экзистенциального хоррора на материале фильма «Отец» Ф. Зеллера 2020 г. Выбор
материала обусловлен репрезентативностью использованных в нем приемов, что
позволяет подвергнуть структуру фильма глубинному анализу. Новизна данной
работы обусловлена новизной ее материала, и, как следствие, малой степенью его
изученности при общемировом признании. В результате были изучены механизмы
реализации экзистенциальной проблематики, а именно работа с системой
персонажей, пространством, художественным временем.
Тезисы
Сегодня для российского читателя Ф. Зеллер
становится все более известен как один из главных современных писателей и
драматургов Франции. Его пьесы все чаще ставятся в российских театрах, а с его
дебютом в кинематографе с фильмом «Отец» он стал известен широкому кругу
общественности. Однако, несмотря на прошедшие с момента выпуска кинокартины два года и ее общемировое признание, в России она остается вне фактического поля
изучения.
Своей задачей во время исследования мы видели анализ
того, как специфика экзистенциальной проблематики может реализовываться в
киноязыке драматического хоррора. Для этого нами был произведен обзорный анализ
философии экзистенциализма и ее положения в контексте нашего материала работы. В
ходе исследования выявлены определенные закономерности и получены следующие
результаты:
1. Фильм отец строится на экзистенциальном ужасе — тревожном и неприятном чувстве, которое появляется из-за вопросов о мире, целостности личности или существования.
2. Экзистенциальный ужас происходит из проблематики фильма и темы старческой деменции, которая является сосредоточением экзистенциальных вопросов о контроле собственной жизни, ценности и зыбкости воспоминаний, а также всей системы координат человеческого существования.
3. Во всей структуре фильма реализован последовательный механизм деструкции экзистенциальной системы координат человека, а именно существование в пределах категорий пространства, времени, памяти.
4. Оптика главного героя и ведение повествования от первого лица позволяют с помощью кинотекстуальной составляющей стереть границу между зрителем и непосредственным участником произведения, что в экзистенциальном хорроре становится главным механизмом порождения страха.
5. Ментальное и физическое разложения человеческого тела в кинофильме предстает с помощью художественных средств как процесс потери собственной идентичности через необратимое и постепенное лишение ее составляющих, и в этом контексте отказ разума принимать такие закономерности бытия становится главным двигателем представленного конфликта.
6. Неотвратимость и нечеловечность привычного порядка вещей, реализованные через нелинейную структуру повествования, служат для пересмотра логической картины мира, чему также способствует редукция авторского начала.
1. Фильм отец строится на экзистенциальном ужасе — тревожном и неприятном чувстве, которое появляется из-за вопросов о мире, целостности личности или существования.
2. Экзистенциальный ужас происходит из проблематики фильма и темы старческой деменции, которая является сосредоточением экзистенциальных вопросов о контроле собственной жизни, ценности и зыбкости воспоминаний, а также всей системы координат человеческого существования.
3. Во всей структуре фильма реализован последовательный механизм деструкции экзистенциальной системы координат человека, а именно существование в пределах категорий пространства, времени, памяти.
4. Оптика главного героя и ведение повествования от первого лица позволяют с помощью кинотекстуальной составляющей стереть границу между зрителем и непосредственным участником произведения, что в экзистенциальном хорроре становится главным механизмом порождения страха.
5. Ментальное и физическое разложения человеческого тела в кинофильме предстает с помощью художественных средств как процесс потери собственной идентичности через необратимое и постепенное лишение ее составляющих, и в этом контексте отказ разума принимать такие закономерности бытия становится главным двигателем представленного конфликта.
6. Неотвратимость и нечеловечность привычного порядка вещей, реализованные через нелинейную структуру повествования, служат для пересмотра логической картины мира, чему также способствует редукция авторского начала.