Влияние возраста на субъективное оценивание уровня языка херитажными билингвами (на материале тюркско-русского взаимодействия языков Южной Сибири)
Вероника Сергеевна Диброва
Докладчик
магистрант 2 курса
Томский государственный университет
Томский государственный университет
Психолингвистика (онлайн)
2022-04-21
14:30 -
14:50
Ключевые слова, аннотация
В
работе представлен анализ влияния возраста на оценивание уровня владения родным языком трех типов билингвов: татарско-русских, хакасско-русских и шорско-русских. Материалом
для анализа послужили оценки результатов анкетирования с использованием социолингвистической анкеты О. А. Казакевич. Участники разделены по
возрасту на три группы: до 35 лет, от 35 до 65 лет, от 65 лет. Результаты свидетельствуют,
что уровень понимания и говорения представителями трех возрастных групп
оценивается примерно одинаково; уровень чтения и письма оценивается более высоко
возрастной группой до 35 лет.
Тезисы
Языковая
ситуация в Южной Сибири характеризуется как несбалансированная с преобладанием
русского языка во всех сферах жизни. В связи с этим родные языки в начале XXI в. стали языками семейного наследия,
использующимися исключительно в бытовом и семейном общении. Однако степень
вытеснения тюркских языков русским различается в зависимости от языковой
ситуации и различий языкового опыта. Целью исследования является выявление влияния возраста на субъективную оценку уровня
владения херитажным языком билингвами. Материалом являются данные, полученные
на основе анкетирования с использованием социолингвистической анкеты О. А. Казакевич: субъективные оценки уровня владения родным языком, а также возраст
респондентов.
В анализе представлены такие виды речевой деятельности, как
понимание, говорение, чтение и письмо, которым респонденты давали словесную
оценочную характеристику по трехзначной шкале («отлично», «неплохо» и «с
трудом»). В итоговый анализ вошли оценки 235 человек, из которых 130 носителей
татарско-русского, 73 — хакасско-русского
и 32 — шорско-русского билингвизма.
Распределение по возрастным группам: в группе до 35 лет — 72 человека, от 35 до
65 лет — 110 человек, от 65 лет — 52 человека.
Как показал анализ, в системе
оценок противопоставлены прежде всего пассивные и активные формы владения
языком. Понимание как пассивная форма получает больше оценок «отлично» (163
оценки) по сравнению с другими (говорение — 129 «отлично», чтение — 99, письмо —
79). Также результаты показывают, что оценка уровня понимания в зависимости от
возраста практически не меняется (около 70% человек из каждой группы оценили
уровень понимания на «отлично»). Оценка уровня говорения также равномерна —
примерно 54% человек каждой группы возрастов отметили «отлично». Уровень чтения
и письма развит слабее, нежели вышеупомянутые, однако в группе до 35 лет
наблюдаются более высокие оценки (чтение — 47% против 38% (от 35 до 65) и 33%
(от 65); письмо — 43% против 35% (от 35 до 65) и 30% (от 65)). Данные,
полученные в ходе анализа, свидетельствуют в пользу оценивания тюркских языков
Южной Сибири как языков семейного наследия с несимметричным распределением форм
владения языком (понимание и говорение более развиты, чтение и письмо менее
развиты). Кроме того, возрастная группа до 35 лет показала более высокий
уровень владения родным языком, что свидетельствует об успешной политике
государства в сфере сохранения и поддержки малочисленных народов Российской
Федерации.