XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Возможно ли распознать мелодию в шепотном пении?

Юлия Игоревна Клейменова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Кристина Олеговна Кондратенко
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Фонетика (онлайн)
2022-04-22
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Работа посвящена способности человека воспринимать относительную высоту звука и различать мелодии, пропетые шепотом. В результате исследования было выявлено, что информанты способны достаточно надежно слышать разницу в высоте соседних звуков, тогда как шепотный музыкальный отрывок опознать гораздо труднее, однако 25% испытуемых успешно справились с этим заданием, идентифицировав обе мелодии, используемые в эксперименте.

Тезисы

Шепотная речь отличается от обычной речи отсутствием мелодического компонента. Тем не менее, ряд исследований показывает, что отсутствие тона в шепотной речи компенсируется другими характеристиками — первой и второй формантами, лабиализацией и громкостью. Благодаря этому можно предположить, что человек способен распознавать мелодии, исполненные шепотом.
В данном исследовании представлены результаты перцептивного эксперимента, в котором слушающим предлагалось угадать пропетый шепотом музыкальный отрывок. В качестве материала для эксперимента были выбраны две известные мелодии, в которых все ноты были равной длительности (чтобы исключить возможность угадывания мелодии по ритму). Далее была проведена запись пения шепотом этих мелодий, а также последовательностей из двух звуков, разных по высоте, профессиональной певицей. Эксперимент проводился в двух вариантах, отличающихся порядком следования двух мелодий. В ходе исследования были опрошены 40 человек разных возрастных категорий, поделенные на две группы по 20 человек. После основного эксперимента испытуемым задавался вопрос о том, знакомы ли им прослушанные мелодии (с точным указанием названий песен).
Результаты исследования показали, что 95% участников верно опознавали разницу в высоте звуков в последовательности. Мелодии же далеко не всегда воспринимались правильно. Кроме того, первая услышанная мелодия влияла на различение последующей. Так, 20% информантов воспринимали обе мелодии как одинаковые, но представленные в разных тональностях или имеющие разный ритмический рисунок. Лишь 25% участников эксперимента смогли верно идентифицировать обе мелодии.