Экфрасис в поэтике романа В. К. Кюхельбекера «Последний Колонна»
Людмила Эдуардовна Резвова
Докладчик
студент 3 курса
Новосибирский государственный университет (НГУ)
Новосибирский государственный университет (НГУ)
Русская литература: теория, поэтика (онлайн)
2022-04-21
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В эпистолярном
романтическом романе В. К. Кюхельбекера «Последний Колонна» (1832—1845), который
представляет собой одну из составляющих «итальянского текста» русской
литературы, значительное место занимает
такой прием, как экфрасис. Это позволяет автору указать на поэтическую избранность
главного героя — Д. Колонны. Цель исследования заключается в выявлении роли экфрасиса в поэтике названного романа. Результатом является определение места экфрастических описаний в художественной структуре романа как части «итальянского текста» русской романтической литературы.
Тезисы
Экфрасис
представляет собой описание картины, в основном вымышленной, «подсвечивающее»
символический план произведения. В романтической художественности экфрасис
является, в т. ч. способом манифестации эстетических воззрений автора
(либо напрямую, либо в передоверенном герою высказывании).
В. К. Кюхельбекер в эпистолярном романтическом романе «Последний Колонна» (1832—1845), представляющем собой одну из составляющих «итальянского текста» русской литературы, прибегает к экфрасису: это позволяет автору указать на поэтическую избранность героя, отличного от обывателя. Во втором письме первой части романа центральное место занимает словесное описание произведения итальянского живописца. Картина, которая так понравилась Ю. Пронскому и автором которой является главный герой произведения — Д. Колонна, представляет собой изображение «Риэнзи перед смертью», т. е. Риенцо ди Кола (1313—1354), итальянского политического деятеля, возглавлявшего Римскую республику, который стал символом единства и борьбы за свободу Италии. К этому историческому образу обращались многие писатели (Д. Г. Байрон, Ж. де Сталь, Стендаль и т. д.).
В данном случае важны не только восхищение Пронского картиной Колонны (в этом чувстве выражена надежда на воскрешение искусства), но и глупость профессора и бездушность англичан (качество, которое в романе становится характеристикой большей части нации).
Однако, например, портрет Надиньки, невесты Пронского, является лишь романтическим штампом и не выполняет функции экфрасиса — средства интерпретации характера персонажа.
В романе фигурируют экфрастические включения, упоминания широко известных полотен или, наоборот, картин никому не известных, — они выполняют функцию образного примера. При описании комнаты Агасвера упоминается несколько портретов, созданных неизвестным художником: Г. Сакса, Я. Бёме и Д. Фокса.
В поэтике романа, несомненно, важно описание эскизов картины Колонны, в которых особо подчеркивается наличие «злодейского умысла» незаконченного произведения живописца.
В целом экфрасис в поэтике романа Кюхельбекера выполняет присущую этому художественному средству, довольно частотному в романтической парадигме, функцию эстетической символизации художественной действительности, помимо этого — функцию важного компонента «итальянского текста» русского романтизма.
В. К. Кюхельбекер в эпистолярном романтическом романе «Последний Колонна» (1832—1845), представляющем собой одну из составляющих «итальянского текста» русской литературы, прибегает к экфрасису: это позволяет автору указать на поэтическую избранность героя, отличного от обывателя. Во втором письме первой части романа центральное место занимает словесное описание произведения итальянского живописца. Картина, которая так понравилась Ю. Пронскому и автором которой является главный герой произведения — Д. Колонна, представляет собой изображение «Риэнзи перед смертью», т. е. Риенцо ди Кола (1313—1354), итальянского политического деятеля, возглавлявшего Римскую республику, который стал символом единства и борьбы за свободу Италии. К этому историческому образу обращались многие писатели (Д. Г. Байрон, Ж. де Сталь, Стендаль и т. д.).
В данном случае важны не только восхищение Пронского картиной Колонны (в этом чувстве выражена надежда на воскрешение искусства), но и глупость профессора и бездушность англичан (качество, которое в романе становится характеристикой большей части нации).
Однако, например, портрет Надиньки, невесты Пронского, является лишь романтическим штампом и не выполняет функции экфрасиса — средства интерпретации характера персонажа.
В романе фигурируют экфрастические включения, упоминания широко известных полотен или, наоборот, картин никому не известных, — они выполняют функцию образного примера. При описании комнаты Агасвера упоминается несколько портретов, созданных неизвестным художником: Г. Сакса, Я. Бёме и Д. Фокса.
В поэтике романа, несомненно, важно описание эскизов картины Колонны, в которых особо подчеркивается наличие «злодейского умысла» незаконченного произведения живописца.
В целом экфрасис в поэтике романа Кюхельбекера выполняет присущую этому художественному средству, довольно частотному в романтической парадигме, функцию эстетической символизации художественной действительности, помимо этого — функцию важного компонента «итальянского текста» русского романтизма.