XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Теория и поэтика барокко в цикле Е. Шварц «Летнее Морокко»

Елизавета Александровна Гришечкина
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Русская литература: теория, поэтика (онлайн)
2022-04-21
18:40 - 19:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен связи лирического цикла «Летнее Морокко» (1983) Е. А. Шварц с барочной культурой и литературой. В данном цикле Шварц суммирует свои основные типологические и исторические представления о барокко и предлагает читателю воспринимать цикл через их призму. Мы определим основное сходство между поэтикой цикла и творчеством барочных авторов, обратившись, в том числе, к дипломной работе самой поэтессы, посвященной комедии dell'arte.

Тезисы

Понятие «барочного» в текстах Е. А. Шварц рассматривается исследователями, как правило, в типологическом ключе, что было спровоцировано ее циклом «Летнее Морокко». Предыдущая традиция изучения указывает лишь на стилистическое сходство, не обращаясь к непосредственному влиянию исторической эпохи барокко на творчество поэтессы и не считая нужным проследить, какие представления о барокко сложились у Шварц (в т. ч. в момент написания ее дипломной работы, посвященной итальянской комедии dell'arte). Наш доклад обращается именно к прочтению цикла в историко-культурной перспективе: пристальный анализ стихотворений, их источников и условий возникновения проливает свет на «барочное воображаемое» Шварц и ту традицию, которая не слишком затронула классическую русскую литературу.
Мы обратимся к анализу цикла 
«Летнее Морокко», рассмотрим его поэтику и интертекстуальные связи с барочными текстами. В текстах особенно акцентируется «темный» стиль, связанный с манифестарным обращением к культизму Л. Гонгоры. Важной является идея органической связи антиномичных явлений (природы и культуры, христианского и языческого, чистого и греховного), выражаемая через метафору переплетения корней. Одним из главных мотивов цикла становится сопряженность любви и смерти, демонстрируемая через фигуру творца-женщины, которая балансирует между греховной земной реальностью и сакрализованной «бездной» искусства.