Теория и поэтика барокко в цикле Е. Шварц «Летнее Морокко»
Елизавета Александровна Гришечкина
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Русская литература: теория, поэтика (онлайн)
2022-04-21
18:40 -
19:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен
связи лирического цикла «Летнее Морокко» (1983) Е. А. Шварц с
барочной культурой и литературой.
В данном
цикле Шварц суммирует свои основные типологические и исторические представления о барокко и предлагает читателю воспринимать
цикл через их призму. Мы определим основное сходство между поэтикой цикла и творчеством барочных авторов, обратившись, в том числе, к дипломной работе самой поэтессы, посвященной комедии dell'arte.
Тезисы
Понятие «барочного» в текстах Е. А. Шварц рассматривается
исследователями, как правило, в типологическом ключе, что было спровоцировано
ее циклом «Летнее Морокко». Предыдущая традиция изучения указывает лишь на
стилистическое сходство, не обращаясь к непосредственному влиянию исторической
эпохи барокко на творчество поэтессы и не считая нужным проследить, какие
представления о барокко сложились у Шварц (в т. ч. в момент написания ее
дипломной работы, посвященной итальянской комедии dell'arte). Наш доклад
обращается именно к прочтению цикла в историко-культурной перспективе:
пристальный анализ стихотворений, их источников и условий возникновения
проливает свет на «барочное воображаемое» Шварц и ту традицию, которая
не слишком затронула классическую русскую литературу.
Мы обратимся к анализу цикла «Летнее Морокко», рассмотрим его поэтику и интертекстуальные связи с барочными текстами. В текстах особенно акцентируется «темный» стиль, связанный с манифестарным обращением к культизму Л. Гонгоры. Важной является идея органической связи антиномичных явлений (природы и культуры, христианского и языческого, чистого и греховного), выражаемая через метафору переплетения корней. Одним из главных мотивов цикла становится сопряженность любви и смерти, демонстрируемая через фигуру творца-женщины, которая балансирует между греховной земной реальностью и сакрализованной «бездной» искусства.
Мы обратимся к анализу цикла «Летнее Морокко», рассмотрим его поэтику и интертекстуальные связи с барочными текстами. В текстах особенно акцентируется «темный» стиль, связанный с манифестарным обращением к культизму Л. Гонгоры. Важной является идея органической связи антиномичных явлений (природы и культуры, христианского и языческого, чистого и греховного), выражаемая через метафору переплетения корней. Одним из главных мотивов цикла становится сопряженность любви и смерти, демонстрируемая через фигуру творца-женщины, которая балансирует между греховной земной реальностью и сакрализованной «бездной» искусства.