Эпистолярий Набокова как модель игрового дискурса
Алина Мирославовна Шевкопляс
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Грамматика и семантика русского языка (онлайн)
2022-04-18
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе систематизируются приёмы, использованные
В. В. Набоковым в его эпистолярии (сборник «Письма к Вере»); рассмотрено, каким
образом они поддерживают традицию игрового начала в художественных текстах писателя. Анализируется эпистолярный дискурс Набокова как представителя элитарной
речевой культуры. Выделены жанрово-стилистические
и лингвистические особенности текстов на семантическом, морфологическом, синтаксическом уровне, охарактеризована специфика
эпистолярного диалога Набокова и В. Е. Слоним.
Тезисы
Исследование эпистолярного жанра в наследии В. В. Набокова осуществляется нами в свете особенностей его художественных текстов. В качестве материала исследования взят сборник «Письма к Вере». Эпистолярный жанр на протяжении своего существования стал полем для проявления словесного мастерства, остроумия, языкового новаторства. Игра с языковой формой, этикетными канонами, сатирическая составляющая в посланиях позволяют обращаться к ним как к еще одной форме проявления творческого начала. В нашем исследовании эпистолярный текст понимается как письменное произведение, отличающееся такими признаками, как политематичность, стандартная структура, особая роль пресуппозиции и фактора адресата. Для оценки эпистолярия важна принадлежность автора к тому или иному типу речевой культуры.
Набоков в своих романах активно использует языковую игру как инструмент сокращения дистанции между автором и читателем. Однако, как можно заметить, от этого приема он не отказывается и в письмах, продолжая игру с читателем. Но читателем в этом случае выступает не абстрактная фигура, а конкретный адресат. На лексическом уровне игровая составляющая проявляется в нюансах синестетического восприятия окружающего мира (бархатно-черная глубина окна, было перламутрово-пасмурно, насквозь золотой ливень), никогда не повторяющиеся нежные обращения к жене (кустик, душенька, комочек), пристрастие Набокова к олицетворению предметов, например, ответного письма Веры: «Сидит ли он сейчас в почтовом вагоне, в тепле, между письмом от госпожи Мюллер к своей кухарке и письмом господина Шварц к своему должнику?» На морфологическом уровне частотными являются употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов -енька-, -очек-, -ик-, -к-, а также неологизмов с суффиксами -ыш, -ыщ (письмыш, обезьяныш, загарыщ, снимыщ). На текстовом уровне игровое начало в эпистолярии Набокова проявляется в использовании хронотопа, основанном, в частности, на актуализации временного промежутка между описываемыми событиями и самим моментом описания. Так, писатель рассказывает жене о прошедших событиях, постоянно отвлекаясь на описание дождя. Другой пример: Набоков намеренно откладывает описание интересных новостей на конец письма, но на протяжении всего текста постоянно фрагментарно упоминает их в скобках.