Проблема выбора в романе Д. Ф. Уоллеса «Бесконечная шутка»
Яна Владимировна Ямина
Докладчик
студент 4 курса
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный университет
История зарубежных литератур (онлайн)
2022-04-21
16:05 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В
докладе рассматривается специфика развития проблемы выбора в романе
«Бесконечная шутка» Д. Ф. Уоллеса, а также особенности
репрезентации в тексте нравственных интенций американского писателя. Так, в ходе исследования
были определены характерные черты и причины метафизического конфликта между
внутренним стремлением главных героев произведения самостоятельно осуществлять
выбор и управлять жизнью и внешней фатальностью, равнодушием бытия к
существованию человека.
Тезисы
Д. Ф. Уоллес — знаменитый
американский писатель конца XX
в., противник игровых и пустотных принципов постмодернизма, представитель
метамодернизма и «новой искренности».
Наиболее известным произведением Уоллеса можно смело назвать роман «Бесконечная шутка» («Infinite Jest») 1996 г. Несмотря на внушительный объем (более 1000 страниц в оригинале), текст сразу после публикации стал бестселлером и объектом критических и литературоведческих исследований.
«Бесконечная шутка» обоснованно входит в канон «Великого Американского романа» («The Great American Novel»), так как затрагивает внушительный комплекс важных для американского сознания тем: национальной идентичности, катастрофических последствий культивирования развлечений, тотального одиночества и разобщенности, невозможности человека повлиять на собственную судьбу.
В докладе акцентируется, что одной из центральных проблем в романе является проблема выбора. На протяжении всего сюжетного действия создается впечатление, что значительная часть решений героев произведения согласуется с понятием «личный выбор», будь то уход в зависимость, самоубийство или согласие на электрошоковую терапию в попытке выйти из депрессии. Так, хотя читателю кажется, что герои самостоятельны в выборе собственного пути, подтекст дает понять, что над судьбами персонажей экзистенциально главенствуют некие высшие силы, фатум. Причинами данного конфликта между «внутренним» и «внешним» можно считать возведение в культ идеологических постулатов общества потребления, цинизм и равнодушие к окружающим, смену гуманизма всеобщим эгоцентризмом.
В анализируемом тексте единицы из широкого круга персонажей оказываются способными к попытке сопротивления фатуму. В качестве примера можно привести историю Дона Гейтли, который в финале показан как человек, избавившийся от наркотической зависимости. Остальные же герои оказываются в плену у более могущественных сил, чем собственная воля: атташе и другие несчастные, увидевшие «убивающий картридж»; студент теннисной академии, в комнате которого неконтролируемо двигались предметы; жертвы террористической организации и теннисной «военной игры».
Автор романа не оставляет читателю прямого ответа на вопрос о смысле подобного безальтернативного, замкнутого в самом себе существования, что может быть связано с категорией автобиографического в тексте. Ведь сам Уоллес не смог обозначить для себя основные трансцендентные доминанты взаимодействия с реальностью.
В результате проведенного анализа сделан вывод о том, что «выбор» в романе «Бесконечная шутка» является сложной метафизической категорией и оказывается иллюзией для большинства героев. Справиться с враждебно настроенным миром оказываются способны только единицы, остальные же герои закрываются в собственных «Я», что постепенно их губит.
Наиболее известным произведением Уоллеса можно смело назвать роман «Бесконечная шутка» («Infinite Jest») 1996 г. Несмотря на внушительный объем (более 1000 страниц в оригинале), текст сразу после публикации стал бестселлером и объектом критических и литературоведческих исследований.
«Бесконечная шутка» обоснованно входит в канон «Великого Американского романа» («The Great American Novel»), так как затрагивает внушительный комплекс важных для американского сознания тем: национальной идентичности, катастрофических последствий культивирования развлечений, тотального одиночества и разобщенности, невозможности человека повлиять на собственную судьбу.
В докладе акцентируется, что одной из центральных проблем в романе является проблема выбора. На протяжении всего сюжетного действия создается впечатление, что значительная часть решений героев произведения согласуется с понятием «личный выбор», будь то уход в зависимость, самоубийство или согласие на электрошоковую терапию в попытке выйти из депрессии. Так, хотя читателю кажется, что герои самостоятельны в выборе собственного пути, подтекст дает понять, что над судьбами персонажей экзистенциально главенствуют некие высшие силы, фатум. Причинами данного конфликта между «внутренним» и «внешним» можно считать возведение в культ идеологических постулатов общества потребления, цинизм и равнодушие к окружающим, смену гуманизма всеобщим эгоцентризмом.
В анализируемом тексте единицы из широкого круга персонажей оказываются способными к попытке сопротивления фатуму. В качестве примера можно привести историю Дона Гейтли, который в финале показан как человек, избавившийся от наркотической зависимости. Остальные же герои оказываются в плену у более могущественных сил, чем собственная воля: атташе и другие несчастные, увидевшие «убивающий картридж»; студент теннисной академии, в комнате которого неконтролируемо двигались предметы; жертвы террористической организации и теннисной «военной игры».
Автор романа не оставляет читателю прямого ответа на вопрос о смысле подобного безальтернативного, замкнутого в самом себе существования, что может быть связано с категорией автобиографического в тексте. Ведь сам Уоллес не смог обозначить для себя основные трансцендентные доминанты взаимодействия с реальностью.
В результате проведенного анализа сделан вывод о том, что «выбор» в романе «Бесконечная шутка» является сложной метафизической категорией и оказывается иллюзией для большинства героев. Справиться с враждебно настроенным миром оказываются способны только единицы, остальные же герои закрываются в собственных «Я», что постепенно их губит.