Описание невербальной коммуникации в «космических романах» И. А. Ефремова
Наталья Сергеевна Журавлева
Докладчик
студент 4 курса
Московский государственный областной университет
Московский государственный областной университет
Антрополингвистика (онлайн)
2022-04-19
11:00 -
11:20
Ключевые слова, аннотация
Система жестов в «космических романах» И. А. Ефремова зависима от футурологической картины мира, где единственно возможной цивилизацией может быть только космополитическая цивилизация. Невербальная
коммуникация в «космических романах» отражает авторскую концепцию будущего,
характеризует две представленные цивилизации — планеты Земля и планеты Торманс
— и описывает взаимоотношения между героями. Система невербальной коммуникации
в «космических романах» построена на антитезе не только двух миров, космополитического и тиранического, но и на противостоянии мира людей и мира
машин.
Тезисы
Описание жестовой системы в «космических романах» И. А. Ефремова позволяет охарактеризовать главных героев и футурологическую картину мира. Под
«космическими романами» мы понимаем романы «Туманность Андромеды», «Час Быка» и
повесть «Сердце Змеи». Эти произведения объединены общей тематикой, сквозными
персонажами и единой футурологической концепцией. Интерес к языковому материалу
обусловлен окказиональной жестовой системой. Наиболее
значимыми становятся особенности пояснительно-комментирующего характера семантики жеста,
функционирования жеста, сосуществования двух систем жестов в рамках
художественного текста.
Цивилизация планеты Земля в «космических романах» представляет собой футурологическую модель развития общества, в которой был изображен научно-технический прогресс общества. Для его создания автором была придумана новая система номинации, новая терминология.
В художественном тексте конструкции, описывающие жесты, выполняют разные функции. Мы можем классифицировать жесты по адресату коммуникации: 1) жесты, предназначенные для общения с людьми; 2) жесты, предназначенные для использования технических приборов.
Особым образом стоит рассматривать группу жестов, направленную на характеристику героев. Например, Фай Родис, командир межзвездной экспедиции, представлена в романе «Час Быка» как сильная, независимая, уверенная в себе женщина. Данная характеристика прослеживается и на уровне её жестов.
На страницах романа «Час Быка» представлено две противоборствующие цивилизации: более развитая космополитическая система управления на планете Земля и олигархия на планете Торманс. Соответственно, мы предлагаем деление жестов на две группы, которые можно противопоставить: 1) жесты планеты Земля; 2) жесты планеты Торманс. В основе противопоставления лежит полярность коннотаций: отрицательная коннотация для всех объектов планеты Торманс не является случайностью, так как эта планета представляет антипример футурологической модели развития общества, с которой контрастирует модель цивилизации Земли.
Невербальная коммуникация, а в особенности жестовая система, в «космических романах» многофункциональна и, в первую очередь, направлена на создание иллюзии реальности вымышленного мира и воссоздание уровня развития научно-технического прогресса. Жест становится средством коммуникации не только человека с человеком, но и человека с «машиной».
Цивилизация планеты Земля в «космических романах» представляет собой футурологическую модель развития общества, в которой был изображен научно-технический прогресс общества. Для его создания автором была придумана новая система номинации, новая терминология.
В художественном тексте конструкции, описывающие жесты, выполняют разные функции. Мы можем классифицировать жесты по адресату коммуникации: 1) жесты, предназначенные для общения с людьми; 2) жесты, предназначенные для использования технических приборов.
Особым образом стоит рассматривать группу жестов, направленную на характеристику героев. Например, Фай Родис, командир межзвездной экспедиции, представлена в романе «Час Быка» как сильная, независимая, уверенная в себе женщина. Данная характеристика прослеживается и на уровне её жестов.
На страницах романа «Час Быка» представлено две противоборствующие цивилизации: более развитая космополитическая система управления на планете Земля и олигархия на планете Торманс. Соответственно, мы предлагаем деление жестов на две группы, которые можно противопоставить: 1) жесты планеты Земля; 2) жесты планеты Торманс. В основе противопоставления лежит полярность коннотаций: отрицательная коннотация для всех объектов планеты Торманс не является случайностью, так как эта планета представляет антипример футурологической модели развития общества, с которой контрастирует модель цивилизации Земли.
Невербальная коммуникация, а в особенности жестовая система, в «космических романах» многофункциональна и, в первую очередь, направлена на создание иллюзии реальности вымышленного мира и воссоздание уровня развития научно-технического прогресса. Жест становится средством коммуникации не только человека с человеком, но и человека с «машиной».