Река, лодки и люди
Сергей Иванович Ерыкалов
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Фольклор и мифология, онлайн
2022-04-22
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Основной целью данного исследования
является описание топоса реки в практиках и речевой коммуникации жителей деревень
Русского Севера. Материалом послужили интервью, записанные автором в ходе фольклорной
экспедиции 2021 г. в д. Сояна Мезенского района Архангельской области, а
также материалы из Фольклорного архива СПбГУ. Предпринят анализ номинаций,
категорий и мотивов практик, связанных с жизнью на реке (транспорт,
рыболовство, шитье лодок) и разговоров о них. Делается вывод о практическом и
связанном с ним символическом значениях реки и лодок для деревенских жителей.
Тезисы
Пословица «наше море — наше поле»
распространена на всей территории поморского Русского Севера. Метафора моря как
поля не только репрезентирует отношение сельских жителей к водному
пространству, но и манифестирует законы взаимодействия с ним и посредством него.
В данной работе мы описываем роль реки в качестве «формы в символизме», по
терминологии Б. Малиновского в работе «Функциональный анализ».
Следуя методу Д. Лакоффа и М. Джонсона, представленному в книге «Метафоры, которыми мы живем», были выделены несколько направлений трактовки пословицы: 1) река (море) как территория трудовой деятельности (по аналогии с возделыванием поля); 2) вода как источник материальных и символических благ; 3) водное пространство как сеть человеческих отношений внутри коллективов и между коллективами.
Перед нами стояло несколько задач: 1) определить, в каких областях жизни севернорусской (поморской) деревни река выступает в качестве катализатора человеческой деятельности; 2) описать коллективы, образующиеся и функционирующие благодаря реке; 3) уточнить характер взаимоотношений между человеком и рекой через анализ собранных интервью.
Материалом для нашего исследования послужили записи интервью, собранные во время фольклорной экспедиции филологического факультета СПбГУ в деревне Сояне Мезенского района Архангельской области в 2021 г., а также материалы Фольклорного архива СПбГУ.
Мы обнаружили, что мужские сообщества сильнее женских (хотя все деревенские женщины так или иначе включены в «речные» практики и дискурс) интегрированы в отношения с рекой. В мужских группах, взаимодействующих на реке, наиболее интересными оказываются отношения отец — сын, наставник — ученик, товарищ — товарищ. Однако река не только конструирует связи между жителями одного поселения, но и регулирует коммуникацию между разными деревнями и селами, что отражено в рассказах информантов о съезжих престольных праздниках, сватовстве, торговле.
Результатом исследования стало выделение символического значения рек в жизни севернорусской деревни: они образуют сеть экономических и личностных отношений, поддерживаемых общим опытом.
Следуя методу Д. Лакоффа и М. Джонсона, представленному в книге «Метафоры, которыми мы живем», были выделены несколько направлений трактовки пословицы: 1) река (море) как территория трудовой деятельности (по аналогии с возделыванием поля); 2) вода как источник материальных и символических благ; 3) водное пространство как сеть человеческих отношений внутри коллективов и между коллективами.
Перед нами стояло несколько задач: 1) определить, в каких областях жизни севернорусской (поморской) деревни река выступает в качестве катализатора человеческой деятельности; 2) описать коллективы, образующиеся и функционирующие благодаря реке; 3) уточнить характер взаимоотношений между человеком и рекой через анализ собранных интервью.
Материалом для нашего исследования послужили записи интервью, собранные во время фольклорной экспедиции филологического факультета СПбГУ в деревне Сояне Мезенского района Архангельской области в 2021 г., а также материалы Фольклорного архива СПбГУ.
Мы обнаружили, что мужские сообщества сильнее женских (хотя все деревенские женщины так или иначе включены в «речные» практики и дискурс) интегрированы в отношения с рекой. В мужских группах, взаимодействующих на реке, наиболее интересными оказываются отношения отец — сын, наставник — ученик, товарищ — товарищ. Однако река не только конструирует связи между жителями одного поселения, но и регулирует коммуникацию между разными деревнями и селами, что отражено в рассказах информантов о съезжих престольных праздниках, сватовстве, торговле.
Результатом исследования стало выделение символического значения рек в жизни севернорусской деревни: они образуют сеть экономических и личностных отношений, поддерживаемых общим опытом.