XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

История изучения народной песни и народного пения

Валентина Александровна Пушкина
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Фольклор и мифология, онлайн
2022-04-22
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящён истории формирования института деревенского хора в России. Одним из базовых мотивов фольклористики по отношению к народной песне и народному пению в дореволюционный, советский и постсоветский периоды стал мотив «сохранения памятников». Анализ сборников песенного фольклора, методичек по работе с народным хором, статей о художественной самодеятельности, издаваемых за последнее 150 лет, позволяет говорить о деревенском народном хоре как о созданной государством культурной институции.

Тезисы

Деревенский хор существует в системе домов культуры и районных управлений культуры. Эта история, как мы покажем, тянется с конца XIX в., с идеи реконструкции допетровского прошлого Николаем II. В то время политическая элита начинает интересоваться народной традицией, промыслами, фольклором, народным пением. Филологи и музыковеды начинают собирать фольклор в специально организованных экспедициях, создавать архивы и популяризировать его. В конце 1890-х — начале 1900-х гг. на сцене появляются фольклорные произведения в исполнении как профессиональных артистов, так и крестьян, создаются планы по учреждению народных консерваторий. Октябрьская революция 1917 г. остановила реализацию проектов по популяризации песенного фольклора. Советская культурная политика, после короткого увлечения авангардом и пролетарским искусством, пропагандирует идею фольклора для советской деревни, поэтому учреждается инфраструктура домов культуры в сельской местности, оформляется феномен художественной самодеятельности. С 1940-х гг. издаются методички для работы с народными хорами, где прописаны требования к репертуару, а также рекомендованы курсы по базовой музыкальной грамоте для участников коллектива. Активная пропаганда фольклора для деревни, с одной стороны, привела к повсеместному распространению домов культуры и хоров при них, с другой — к унификации коллективов, созданию единого стиля исполнения. Прикладная фольклористика впервые ставит вопросы художественной самодеятельности: деревенским фольклорным хорам необходимо включать в свой репертуар как можно больше песен, отражающих локальную песенную традицию. Вторичная фольклоризация, по терминологии Л. Олсон, становится знаковым феноменом, ориентиром же для деревенских хоров служит исполнение фольклорных произведений на сцене. Фольклоризм производит советскую народно-песенную традицию — как назвал её Ф. А. Рубцов, — которая существует по сей день. Распад Советского Союза и экономическая ситуация в государстве меняют планы мероприятий советских домов культуры: отменяются фестивали, смотры, концерты, некоторые коллективы на время приостанавливают деятельность. Однако вскоре пост-советская государственная политика демонстрирует заинтересованность в «сохранении культурного наследия», поэтому издаёт положения и рекомендации по проведению смотров деревенской художественной самодеятельности. Так, в течение ХХ в. государство переживает перевернувшие мир события, при этом институция деревенского хора не исчезает, а развивается.