Севернорусские деревенские пикники
Ангелина Дмитриевна Поташева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Фольклор и мифология, онлайн
2022-04-22
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе речь
пойдет об обычае современных деревенских жителей «выезжать на природу».
Нарративы о пикниках нередко вызывают удивление у фольклористов, поскольку в их
представлении в деревне человек оказывается на природе сразу, как только
выходит за порог, и, в отличие от горожан, деревенским жителям не нужно искать
природу. На материале интервью, записанных в ходе фольклорно-антропологических
экспедиций СПбГУ на Русский Север, мы выясним, когда, у кого и почему возникает
желание (или необходимость) устроить трапезу на открытом воздухе вдали от дома, и где же все-таки природа в деревне.
Тезисы
Согласно «Словарю современного
русского литературного языка», «пикник» — «загородная увеселительная
прогулка компанией (обычно с закуской на открытом воздухе)». Тема пикников в
интервью с деревенскими жителями нередко вызывает удивление у фольклористов.
Пикники, скорее, ассоциируются с практикой организации досуга горожан. Выезд на
природу на выходные противопоставляется обычным будням, а отдых на природе
предполагает особое времяпрепровождение: трапезу, игры на свежем воздухе или
просто прогулку. Принципиальными здесь являются пространственное противопоставление
города и парка или леса и противопоставление временное (выезд на природу
осуществляется на несколько часов). Все
это должно удовлетворить потребность городских жителей в природе. Но у деревенских
жителей, с точки зрения горожан, такая потребность и не должна возникать. Цель
доклада — определить, что стоит за современным обычаем жителей деревни «выезжать
на природу».
Материалом для доклада послужили интервью, записанные в ходе фольклорно-антропологических экспедиций СПбГУ на Русский Север. В процессе исследования удалось установить половозрастной и социальный статус участников выезда на пикник: на природу отправляются семьей, компанией молодежи или взрослых, коллективом школы и т. д. Съестное может быть как принесенным с собой, так и добытым тут же на природе. Поводом для пикника зачастую становятся праздники, такие как День рыбака, День деревни, День молодежи, Первое сентября, Иванов день и т. д. Выбор места вовсе не случаен: пикник устраивают на траве или на песке у реки, недалеко от охотничьих избушек или рыбацких будок, возле которых часто уже оборудованы столы и лавки, у обетных крестов, где также предусмотрены столы для трапезы. Все эти локусы, согласно концепции французского этнографа и социолога М. Оже, мы назовем антропологическими местами. Важным условием пикника является пространственная удаленность этих мест, и, как следствие, необходимость провести там целый день, а иногда — остаться на ночевку. Все описанные выше элементы в совокупности помогут нам ответить на вопрос: где же все-таки природа в деревне?
Материалом для доклада послужили интервью, записанные в ходе фольклорно-антропологических экспедиций СПбГУ на Русский Север. В процессе исследования удалось установить половозрастной и социальный статус участников выезда на пикник: на природу отправляются семьей, компанией молодежи или взрослых, коллективом школы и т. д. Съестное может быть как принесенным с собой, так и добытым тут же на природе. Поводом для пикника зачастую становятся праздники, такие как День рыбака, День деревни, День молодежи, Первое сентября, Иванов день и т. д. Выбор места вовсе не случаен: пикник устраивают на траве или на песке у реки, недалеко от охотничьих избушек или рыбацких будок, возле которых часто уже оборудованы столы и лавки, у обетных крестов, где также предусмотрены столы для трапезы. Все эти локусы, согласно концепции французского этнографа и социолога М. Оже, мы назовем антропологическими местами. Важным условием пикника является пространственная удаленность этих мест, и, как следствие, необходимость провести там целый день, а иногда — остаться на ночевку. Все описанные выше элементы в совокупности помогут нам ответить на вопрос: где же все-таки природа в деревне?