«Сотворить для себя жизнь прекрасную и свободную»: эмоциональный код соцреализма и «Творимая легенда» Ф. Сологуба
Марфа Максимовна Русанова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Литература в междисциплинарной перспективе (онлайн)
2022-04-22
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
Роман-трилогия Ф.
Сологуба «Творимая легенда» сочетает в себе черты различных литературных
традиций; его специфика обычно описывается через сопоставительный анализ
особенностей романной поэтики с тем или иным явлением предшествующей или
современной Сологубу литературы. В нашем докладе внимание сосредоточено на
принципиально ином ракурсе — на эмоциональном коде героев романа. На примере
анализа чувства страха показано, как в трилогии происходит его концептуализация.
Выдвигается гипотеза о типологической близости эмоционального кода
сологубовской трилогии языку страха в поэтике соцреализма.
Тезисы
Произведения Ф. Сологуба (1863—1927), писателя, в чьем творчестве соединились черты разных литературных направлений эпохи, часто сравниваются с литературными канонами символизма, реализма, натурализма. Однако подобные исследования обычно фокусируются на сопоставительном анализе образного ряда или элементов поэтики произведений. Между тем, продуктивен, как показал А. Л. Зорин, и другой путь (отчасти он прослеживается в работах о Сологубе М. М. Павловой и О. Сконечной) — изучение произведений писателя сквозь призму эмоционального строя его героев, и на этом основании сопоставление его с контекстом культурной традиции.
В докладе представлен взгляд на роман-трилогию Ф. Сологуба «Творимая легенда» (1907—1912 гг.) с позиций современной эмоционологии. Исследователи эмоций (Р. Боддиса, Я. Плампер, Б. Розенвейн и др.) считают, что наряду с представлением об универсальности чувств необходимо изучать эмоцию как исторически изменчивую категорию. Эта точка зрения основана на представлении о том, что в различные исторические периоды в культурном пространстве появляются (или актуализируются) определенные образы чувствования. Их зарождению и распространению могут способствовать социальные, бытовые, символические практики. При анализе романа-трилогии Сологуба в фокусе нашего внимания оказывается эмоция страха, которая стала одной из самых часто репрезентируемых в этом тексте. Таким образом, в задачи исследования входят 1) анализ риторического и нарративного инструментария, при помощи которого описывается страх; 2) описание и характеристика модели, по которой развертывается это чувство; 3) постановка вопроса о концептуализации эмоции страха в романе, что предполагает описание статуса этого чувства среди других эмоций и анализ рефлексии отношений к нему персонажей и повествователя. В докладе наиболее детально представлены результаты решения последней из поставленных задач.
Анализ показал, что страх в «Творимой легенде» — чувство, которое нуждается в подавлении. Как и некоторые другие негативно окрашенные эмоции (тоска, злоба), страх встроен в оппозицию «эмоция — воля». Показано, что на структурно-семантическом уровне язык страха «Творимой легенды» сопоставим со знаковыми элементами художественного мира соцреализма (напр., сюжетами о преодолении трудностей, воспитании характера героя в романах М. Горького, Н. А. Островского, П. А. Павленко и др.). Таким образом, концепция страха в романе Сологуба обнаруживает типологическую схожесть с эмоциональным кодом произведений соцреализма, что, как минимум, может быть одним из неочевидных примеров литературной преемственности, а как максимум, ставит вопрос о необходимости уточнить границы становления соцреалистической поэтики.