«Развёртывание сна» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»
Елизавета Дмитриевна Бурнашова
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Литература в междисциплинарной перспективе (онлайн)
2022-04-22
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются сны героев романа Ф. М. Достоевского «Идиот» с опорой на теоретические концепции А. Бема и Ж. Лакана. Сны князя Мышкина и Ипполита Терентьева рассматриваются как «свёрнутые» сюжетные модели, реализующиеся впоследствии в действительности, а также как проявления бессознательного героев, способствующие раскрытию их желаний и мотивов и влияющие на дальнейшее развитие сюжета. Производится структурный, мотивный и тропологический анализ текста снов, выявляются сюжетные закономерности и основные «психические» мотивы героев.
Тезисы
«Развёртывание сна» — термин, предложенный А. Бемом и характеризующий особый приём, который является отличительной чертой творчества Ф. М. Достоевского и состоит в «развёртывании», то есть реализации или драматизации содержания сна героя в действительности. Сон, таким образом, воспринимается как «свёрнутый» сюжет, не просто предвосхищающий последующие события, но и прямо или косвенно приводящий к ним за счет столкновения героя во сне со своим бессознательным. Схожие идеи о снах высказывал и Ж. Лакан, полагавший, что сны структурно подобны ребусам, «загаданным» бессознательным и поддающимся расшифровке, и рассмотрение языка снов позволяет узнать основной психический мотив субъекта.
В настоящей работе сны в романе рассматриваются с применением обоих подходов, то есть тексты снов анализируются, с одной стороны, как свёрнутый автором сюжет, а с другой стороны, как созданный бессознательным персонажа «ребус».
Полученные результаты позволяют представить более полную картину психической жизни героя и его взаимодействий с окружающей действительностью. Сны князя Мышкина оказываются на границе между сном и реальностью и развёртываются практически буквально, отражая и руководящее им христианское сострадание, и предчувствие последующей трагедии. Сны Ипполита Терентьева не только предвосхищают непосредственно его смерть и в сжатой аллегорической форме передают эпизод с прочтением «Моего необходимого объяснения» и попыткой самоубийства, но и отражают его страх небытия, вызванные им богоборческие идеи, а также противодействие им князя и собственные сомнения Ипполита. Задачей настоящего исследования является расширение контекста исследований Достоевского и, в частности, романа «Идиот» за счёт укрепления междисциплинарной связи между литературой и психоаналитической теорией, а также актуализация идей Бема и рассмотрение их в более широком контексте.