«Приди помоги мне, я тебе потом приду помогу»: взаимопомощь в условиях моральной экономики
Ксения Ивановна Ускова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Фольклор и мифология, онлайн
2022-04-22
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен анализу коллективных
практик, объединенных понятием взаимопомощи. Материалом исследования стали
интервью с жителями деревни Сояна Мезенского района Архангельской области,
записанные в рамках фольклорно-антропологической практики СПбГУ 2021 г. В
ходе работы с точки зрения концепции моральной экономики (Чаянов, 1989) рассмотрены
антропологические аспекты и основания организации актов взаимопомощи в отдельных
сферах деятельности деревенских жителей.
Тезисы
Тема взаимопомощи неоднократно возникала в
наших беседах с жителями Сояны
1950-х—1960-х гг. р. во время полевой
работы летом 2021 г. Как правило, рассказы о ней носили ретроспективный
характер с выраженной ностальгической окраской.
Объектом настоящего исследования стала неформальная коллективная взаимопомощь, т. е. деятельность, направленная на поддержку, выручку какой-либо группы или одного из членов сообщества, подразумевающая возможность ответного содействия в будущем, не закрепленная официальными договорами и требующая совместного участия.
В работе проводится анализ практик взаимопомощи и, соответственно, практик, связанных с социально-экономическими, эмоциональными и моральными отношениями деревенских жителей. Рассматриваются различные ситуации оказания коллективной взаимопомощи, имевшие место вплоть до конца XX века, — мытье домов к празднику, строительство, организация праздничных мероприятий (например, свадеб) и сельскохозяйственные работы разного рода.
Ключевым для настоящего анализа стало понятие «моральная экономика» (Чаянов, 1989; Гиренок, 1999). Кроме того, в работе прослеживается связь моральной экономики с т. н. образом ограниченного блага (Фостер, 1965). Рассмотрение коллективной взаимопомощи с этой точки зрения позволило нам выделить такие свойства этого явления, как конвенциональность, субстантивно-рациональный характер, направленность на поддержание социально-экономического баланса внутри сообщества и укрепление связей между его членами. В частности, было отмечено, что участие в актах совместной взаимопомощи формирует ощущение эмоциональной вовлеченности (см., напр., эмоционально-оценочную лексику весело, интересно) и является, по сути, дискурсивным выражением морального долга (приди помоги мне, я тебе потом приду помогу).
В результате анализа было выдвинуто предположение, что способ устройства хозяйства, бытовавший в рассматриваемый период времени, базируется на терминах морали, а не экономической эффективности. Ностальгический тон рассказов о коллективной взаимопомощи, как мы установили, объясняется утратой чувства стабильности и вовлеченности, поддержанию которого способствовала описанная социально-экономическая система.
Объектом настоящего исследования стала неформальная коллективная взаимопомощь, т. е. деятельность, направленная на поддержку, выручку какой-либо группы или одного из членов сообщества, подразумевающая возможность ответного содействия в будущем, не закрепленная официальными договорами и требующая совместного участия.
В работе проводится анализ практик взаимопомощи и, соответственно, практик, связанных с социально-экономическими, эмоциональными и моральными отношениями деревенских жителей. Рассматриваются различные ситуации оказания коллективной взаимопомощи, имевшие место вплоть до конца XX века, — мытье домов к празднику, строительство, организация праздничных мероприятий (например, свадеб) и сельскохозяйственные работы разного рода.
Ключевым для настоящего анализа стало понятие «моральная экономика» (Чаянов, 1989; Гиренок, 1999). Кроме того, в работе прослеживается связь моральной экономики с т. н. образом ограниченного блага (Фостер, 1965). Рассмотрение коллективной взаимопомощи с этой точки зрения позволило нам выделить такие свойства этого явления, как конвенциональность, субстантивно-рациональный характер, направленность на поддержание социально-экономического баланса внутри сообщества и укрепление связей между его членами. В частности, было отмечено, что участие в актах совместной взаимопомощи формирует ощущение эмоциональной вовлеченности (см., напр., эмоционально-оценочную лексику весело, интересно) и является, по сути, дискурсивным выражением морального долга (приди помоги мне, я тебе потом приду помогу).
В результате анализа было выдвинуто предположение, что способ устройства хозяйства, бытовавший в рассматриваемый период времени, базируется на терминах морали, а не экономической эффективности. Ностальгический тон рассказов о коллективной взаимопомощи, как мы установили, объясняется утратой чувства стабильности и вовлеченности, поддержанию которого способствовала описанная социально-экономическая система.