XXV Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Фигура «добродетельного монарха» в русских сказочных операх XVIII в.

Алина Витальевна Шиян
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Русская литература: история (онлайн)
2022-04-19
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

В исследовании русской сказочной оперы XVIII в. существует ряд лакун, поскольку ранее эта разновидность комической оперы оказывалась на периферии научного изучения. Внимательное рассмотрение текстов этого жанра позволило выявить не описанную ранее исследователями закономерность, – во всех русских сказочных операх в том или ином виде присутствует фигура «добродетельного монарха». В настоящем докладе предпринимается попытка системного описания данного персонажа и осмысления причин, по которым «добродетельный монарх» стал обязательным героем всех текстов изучаемого жанрового подтипа.

Тезисы

В исследовании русской сказочной оперы второй половины XVIII в. существует множество лакун, поскольку ранее эта жанровая разновидность комической оперы оказывалась на периферии научного изучения в силу разных исторических причин. Внимательное рассмотрение системы персонажей данных текстов позволило выявить интересную закономерность, о которой и пойдёт речь в настоящем докладе, — в каждой из русских сказочных опер XVIII в. обнаруживается фигура «добродетельного монарха» или персонажа, по функции аналогичного ему.
В докладе предпринимается попытка системного описания фигуры «добродетельного монарха» в русской сказочной опере, его «эволюции» по мере развития жанра и основных функций, которые выполняет этот становящийся практически архетипическим персонаж.
Основные положения доклада таковы.
1) «Добродетельный монарх» далеко не всегда является главным действующим лицом — чаще это волшебный помощник, направляющий персонажей «на путь истинный», как Фелица в «Царевиче Хлоре» неизвестного автора или калиф Гарун Аль-Рашид в «Калифе на час» Д. П. Горчакова.
2) «Добродетельный монарх», как правило, является «транслятором» основных моральных и идеологических установок, к которым конкретный текст должен подвести читателя или зрителя.
3) Фигура «добродетельного монарха» возникает в тексте вне зависимости от того, являются главные действующие лица крестьянами или же царями, они как бы возвышаются и над теми, и над другими, являются «монархами над монархами» (так, к примеру, в опере Б. К. Бланка «Красавица и привидение» дух Алфурак указывает калифу Гассану, как и почему ему следует поступать, наказывает его за неповиновение воле Аллаха, заключая Гассана в гробницу с его первой возлюбленной, которая не была ему предназначена судьбой, и милостиво прощает и освобождает, когда калиф раскаивается в своей неосмотрительности).
4) На протяжении развития жанра (первая сказочная опера появляется в 1777 г., последняя — в 1791 г.) образ «добродетельного монарха» претерпевает определённые изменения; роль данного персонажа и степень его вовлечённости в сценическое действие существенно разнится от текста к тексту.
В научной литературе важность данного компонента «оперных феерий» практически не освещена; между тем, наличие в системе персонажей именно «добродетельного монарха» в связи с преобладанием дидактической направленности большей части массива интересующих нас текстов представляется обязательным, даже жанрообразующим фактором, отличающим сказочную оперу XVIII в. от других разновидностей русской комической оперы этой же эпохи.